Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий: «Только не порвите серебряные струны»

Владимир Высоцкий – не просто поэт, бард и актёр. Вообще всё, что касается Высоцкого, непросто. Такова, видимо, жизнь русского поэта: непростая, мученическая, озаренная творчеством. Ведь не зря «поэт в России больше, чем поэт». Оставив нам на прощанье “Охоту на волков”, “Кони привередливые”, Гамлета, Хлопушу (всё яростное, всё отчаянное и опять-таки непростое до безумия), он ушел, не выдержав схватки с самим собой. Вся его жизнь – пример борьбы страшной и жесткой, в которой победы он не одержал, но награду – признание своего творчества миллионами людей, получил.

Родился Высоцкий 25 января 1938 года в центре столицы, на 1-й Мещанской улице. В жизнь семьи Высоцкого, как и в жизнь миллионов других семей, ворвалась война и остановила её размеренный ритм. Отец ушел на фронт, Володя с матерью уехали в эвакуацию. А после войны семья распалась: отец ушел к другой женщине, мать скоро нашла другого мужчину. Володя жить с отчимом не смог и уехал с отцом в Германию. С мачехой, Евгенией Степановной Лихолатовой, Володя поладил легко: у неё своих детей нет, так что всю свою материнскую ласку она отдала сыну мужа. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву, в квартиру Евгении Степановны в Большом каретном переулке, который через много лет станет легендарным благодаря знаменитой песне Высоцкого. Сложно сказать, что стало причиной – разлад в семье или шальная компания, но в 13 лет он уже впервые попробовал водку. Он будет верен ей до конца своих дней, от неё не смогла спасти ни любовь его жены – Марины Влади, ни товарищи, ни желание жить и творить.

В 1953 году Высоцкий посещает драмкружок в Доме учителя, но не увидел в актёрском мастерстве ничего серьезного для себя, поэтому после школы поступил в инженерный институт. Полгода бился над наукой черчения и, наконец, в новогоднюю ночь, на глазах у ошарашенного товарища Высоцкий вылил на свои чертежи чернила и сказал, как отрезал: «Не моё».

В 1956 он поступил в школу-студию МХАТа, первый учебный спектакль – “Преступление и наказание”. После окончания мхатовской школы и до 1964 года Высоцкий “скитался” по разным театрам, пока не нашёл свое пристанище и главное место работы – театр на Таганке. Главный режиссер Юрий Любимов не просто смог разглядеть Высоцкого, он стал его главным защитником, главным поклонником его таланта. Зрителям Высоцкий подарил целый ряд запоминающихся образов: Галилей, Хлопуша, Гамлет, Свидригайлов. Каждый из этих героев был сыгран буквально навзрыд, через катастрофическую тяжесть, которая лавиной давила на зрителя.

Песенное творчество Высоцкого – это та сторона его таланта, которая сделала его всенародно любимым. Война, тюрьма, любовь, дружба, сатира – что бы ни послужило ему темой, находило благодарного слушателя. Песни Высоцкого бичевали несправедливость, идиотизм, ложь своего времени. Даже несмотря на то, что лишь малая часть его песен выходила на пластинках в СССР, все его песни были бешено популярны и любимы. Типично в жизни русского поэта: не получить официального признания при жизни. Ни одной награды, признававшей за ним право на звание поэта, он не получил. Чиновники не могли позволить признать талант такого ненадежного человека, фактически хулигана, ведь это значило признать свободный, выходящий за рамки установленного и не поддающийся контролю дар Высоцкого, что при тоталитарном режиме было невозможным.

Благодаря своей третьей жене, французской актрисе Марине Влади, Высоцкий получил привилегию, немыслимую для обычного советского человека: он смог выбраться за границу, где покорил своим голосом зарубежных слушателей, записал пластинки, провел тур в США.

Параллельно творческой борьбе шла борьба за жизнь. При его натуре он не мог не обладать страстями, и одна из них его сгубила. Запои превращали его в чудовище, разрушали его семьи, ссорили с друзьями. Высоцкий не зря сыграл безумца Гамлета потрясающе: он знал, что такое безумие не понаслышке. Только Марина Влади держалась с ним до самого конца. Она прошла с ним кошмар ломки, дни его “этилового бреда”, пыталась закодировать, буквально вырывала его из рук смерти, но тщетно: в попытках избавиться от своей зависимости Высоцкий перешел с водки на морфий, что стало для него билетом в один конец. 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался.

Его хоронила вся Москва, милиция не могла сдержать толпы желающих проститься. Уходил не просто артист, уходил человек, который понял и объял необъятное – Россию: от кухонь в коммуналках до лагерей, от веселых алкоголиков до прошедших Великую Отечественную, от заключенных до политруков. До сих пор хриплое рычание Высоцкого гремит из колонок на кухнях, вечерах, спектаклях, с экранов телевизоров. Звучит свободно – теперь ни вмешательство властей, ни цензура не смогут остановить могучий голос поэта.

1 ответить
  1. Thomascreex
    Thomascreex says:

    Присоединяюсь. Всё выше сказанное правда. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>