Плато Лаго-Наки с вершины горы Мезмай

Гора Мезмай

В путешествии к горе Мезмай Вас ждет старая Лаго-Накская дорога, Ивановы поляны, субальпийские луга Кавказа, альпийские луга высокогорья и, наконец, сама гора Мезмай с панорамой окресностей.

Протяженность пути — 28 километров;
Продолжительность по времени — 11,5 часов;
Набор высоты — 1300 метров

Наш маршрут покажет всю красоту предгорий Западного Кавказа от зоны Колхидского леса до лесов умеренного пояса, субальпийских и горных альпийских лугов высокогорья. Открывающиеся панорамные виды Лаго-Накского нагорья раскроют перед взором удивительный мир скал, горных рек, гротов, пещер, величественных вершин и водопадов. Именно здесь можно воочию увидеть всю доисторическую историю Кавказа от древнейшего океана Тетис до современности. Разрывы скальных плит обнажают карстовые породы и пустоты. Под воздействием внешней среды — воды, ветра и солнца, образовались удивительные природные ландшафты, носящие общее название Лаго-Накское нагорье. К одной из его вершин и лежит наш путь.

Начинается путь от здания Администрации поселка Мезмай — от этой постройки стартуют многие маршруты Мезмай, предложенный вашему вниманию, один из них. В южном направлении идет гравийная дорога сначала по улице Железнодорожной, потом по Заводской. Через речку Мезмайку проложен мост, по которому необходимо переправиться на левый берег. Некогда по этому мосту переезжали вагоны узкоколейной железной дороги к бывшей лесопилке. В настоящее время на ее территории находится пустырь. Именно поэтому улица и носит название Заводской. Выше по течению реки Мезмайки есть еще один мост, но он более узкий.

По дороге не надо никуда сворачивать на второстепенные улочки поселка. Дорога выводит к мосту через реку Курджипс. Перед мостом слева начинается тропа  к шестиметровке, водопаду и пещере Исиченко.

Наш маршрут идет дальше по дороге. Перейдя мост, через 250 (двести пятьдесят) метров, поворачиваем налево и поднимаемся уже по грунтовой дороге. Характер этой дороги не изменился с 18 века, описанной Николаем Яковлевичем Динником в «Очерках Кубанской области» в 1894 году — «Грязная и скользкая дорога спускалась здесь зигзагами с крутой горы на протяжении нескольких верст…». В отличие от 1894 года дорога стала шире из-за использования ее грузовыми машинами, в частности лесовозами. В настоящее время массовые вырубки в этом районе прекращены, но это не способствует улучшению дорожного покрытия. Несколько зигзагов на дороге можно сократить по лесу по тропам. Здесь можно вдоволь налюбоваться чудным лесом — вековые буки, клен, ильма или вяз, здесь его называют карагач. Выше попадаются пихты в два и три обхвата.

Гора Зауда с Ивановой поляны

Гора Зауда с Ивановой поляны

Дорога через полтора часа с набором высоты 600 (шестьсот) метров, выводит к Ивановой поляне, под горой Зауда. Сама Иванова поляна является ярчайшим представителем субальпийской зоны. Характерной особенностью является наличие большого количества высоких травянистых растений. Далее будет возможность сравнить их с альпийскими лугами и понять основное их отличие.

В этом месте дорога раздваивается. Направо вверх она поднимается к дому фермера, обходит его и уходит правее к другим Ивановым полянам, расположенным на хребте Лаго-Наки.

На Ивановой поляне родник и необходимо наполнить емкости, так как дальше воды не будет.

Левое ответвление идет по границе зоны леса и в верхней части поляны поворачивает налево в лес. Отсюда  через 3,5 километра по лесу дорога постепенно набирает высоту 150 метров и выводит на старую Лаго-Накскую дорогу. На развилке дорог стоит пара не жилых вагончиков. Отсюда начинается зона альпийских лугов, характеризующаяся невысокой травяной растительностью. Динник Н.Я. в своих очерках так описывает эту местность — «… вся эта местность покрыта густой, но мелкой, приземистой травкой, состоящей из различных злаков, осок, клевера и т. п. Часто попадаются на ней и болотца или мочежины.»

От вагончиков на старой Лаго-Накской дороге вверх уходит грунтовая дорога, которая проходит по лесному массиву. Через 500 метров лес заканчивается и дорога выводит к альпийским лугам Лаго-Накского хребта. Дорога проходит по краю скального массива, круто обрывающегося на несколько сот метров в долину реки Курджипс. Отсюда открывается вид на верховье реки. Эти верховья так были описаны Динником Н.Я. — «те ручьи, которыми начинается здесь Курджипс, текут вначале на протяжении нескольких верст в неглубоких ложбинах и балках; потом эти  последние становятся все глубже и глубже и превращаются, таким образом, в настоящие ущелья. В этих местах склоны их, состоящие частью из скал, частью из мягкого грунта, покрываются хорошим пихтовым лесом. В верстах 7 от верховьев Курджипса, где несколько истоков его, текущих в глубоких лесистых долинах,  сходятся вместе, выступает громадная, очень красивая и оригинальная, удлиненной формы скала, с отвесными боками и плоской вершиной, заросшей густым столетним хвойным лесом. Все подножие ее, а частью и бока, несмотря на их крутизну, также покрыта пихтами. Она видна верст за 20.» Последнее описание относится к хребту правого берега реки Курджипс — Каменное море.

От вагончиков вверх через лесной массив на хребет Лаго-Наки ведет грунтовая дорога. Через километр дорога выходит на альпийские луга. С левой стороны дороги начинаются скальные сбросы в долину реки Курджипс. Дорога траверсирует (идет параллельно) скальным сбросам и через 1,5 километра приводит к кошу. Кошем или кошарой называют летние домики пастухов, поднимающих из низинных районов домашних животных, таких как лошади, коровы, овцы для откорма на высокогорных альпийских лугах.

От коша дорога поднимается вверх к характерной обзорной точке — вершине горы Мезмай. До вершины 1,5 километра и 150 (сто пятьдесят) метров набора высоты.

С вершины горы Мезмай, высотой 1940 метров, открывается потрясающий вид на все Лаго-Накское нагорье. В юго-западном направлении видны скальные массивы плато Нагой-Чук, высотой 2567 метров, глубоко внизу в долине, прорезавшей массивы, река Цица. Прямо на юге расположены альпийские луга массива Абадзеш, высотой 2369 метров. Между Нагой-Чуком и Абадзешем просматриваются самые высокие вершины Лаго-Накского нагорья слева на право — Оштен 2804 метра, Фишт 2854 метра и Пшехо-Су 2744 метра. С восточной стороны горы Мезмай видны массивы хребтов Каменное море и Азиш-Тау. Гору Мезмай и хребет Каменное море разделяет глубокое ущелье реки Курджипс. Здесь же можно увидеть и более отдаленные скальные вершины, находящиеся на востоке массивы Тхачей и Ачешбоков (Чертовых ворот) с Мостовского района.

Вершина горы Мезмай

Вершина горы Мезмай

Обратный путь к поселку Мезмай проходит по пути подъема. Хотя для полноты картины было бы более интересно с вершины спуститься через Глубокую балку к реке Курджипс, здесь есть несколько пещер, гротов и водопадов. И уже от реки Курджипс подняться к пункту пропуска в Кавказский Государственный Биосферный Заповедник, но этот путь длиннее и за один день с таким маршрутом не управиться — надо планировать поход на несколько дней. Здесь, на хребте Каменное море находится замечательная обзорная площадка над всей долиной реки Курджипс.

Екатерина Гринченко

Ниже представлен многодневный тур в Мезмай, дополнительно к программе Вы можете заказать двухдневный поход (двухэтажка) с палатками под склоны горы Мезмай и восхождением на вершину Мезмай:


Мезмай - сказка из детства

Университетский водопадt

Если Вы любитель пеших прогулок на лоне природы, поклонник активного отдыха и фотосъемки, Вам стоит попробовать отправиться в путешествие в горный Мезмай. Здесь чистейший воздух, хрустальные воды, глубокие пещеры и высокие скалы потрясут Вас своей красотой, первозданностью и неповторимостью пейзажей. А еще Мезмай носит имя «русской шамболы».

Номер заказа: 002103


Индивидуальные походы с гидом в окрестностях поселка Мезмай

Достопримечательности Мезмая

Если Вы увлечены активным отдыхом и любите пешие прогулки, желаете насладиться красотой природы и тишиной леса Вы можете воспользоваться услугами персонального гида в поселке Мезмай. Чтобы узнать подробности и спланировать маршрут, достаточно написать по контактам в шапке сайта о своем желании совершить путешествие.

Номер заказа: 013000


 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *