Старая фотография горы Фишт с перевала Армянского

Тридцатка. Маршрут №30 – история старого маршрута

Многие слышали о Всесоюзном тридцатом маршруте «Через горы к морю», который был мегапопулярен во времена СССР. Матёрые зубры туризма даже рассказывают, как они ходили по плановой Тридцатке во времена своей молодости, а так же попадаются еще барышни 65+, которые вспоминают как встретили свою любовь в похода на плато Лаго-Наки, вышли замуж и счастливо прожили в браке много лет. За годы работы маршрут оброс романтичными историями, сплетнями и слухами. Были в его биографии и чёрные дни. Сегодня мы откроем историю создания и работы самого знаменитого маршрута Советского Союза — №30, который вёл из предгорий Адыгеи к ласковому Чёрному морю.

Итак, начнём.

Официальное название этого туристического маршрута «Маршрут № 30», но можно в справочниках и литературе встретить альтернативные наименования: Всесоюзная тридцатка, «Через горы к морю», «По Западному Кавказу». Откуда появились эти вариации? А дело всё в том, что … надо начинать с истоков.

Зарождение планового туризма Советского Союза

После создания СССР первые декреты молодой страны были направлены на сохранение природных богатств, принадлежащих народу, и организации здорового, полноценного отдыха трудящихся. Организовывались пионерские и альпинистские лагеря, открывались больницы и пансионаты, строились туристические базы и приюты. Разрабатывались новые экскурсионные и туристические маршруты – духовному здоровью трудящихся уделялось не меньшее внимание, чем физическому.

Государственный строй базировался на здоровых членах общества. Поэтому в 1928 году проходит пертурбация туристической системы. «Российское общество туристов» было преобразовано в «Общество пролетарского туризма», а к 1930 году в него влились все туристические организации страны. Так централизованно стал развиваться туризм в СССР, а система планового туризма получила наименование «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий». За счёт активной пропаганды здорового образа жизни; профсоюзного движения, которое на местах способствовало распространению туристических путёвок, а также благодаря отсутствию на побережье Черного моря организованных мест отдыха активный (пешеходный) туризм приобретает в СССР массовый характер. Наиболее востребованным и перспективным его направлением считается горная Адыгея. Определяющими факторами были:

  • хорошая транспортная доступность,
  • относительная простота рельефа,
  • близости берега Черного моря, как главного мотивирующего фактора у отдыхающих.

Поэтому практически все маршруты, которые разрабатывались в те далёкие годы проходили через Главный Кавказский хребет и вели с Кубанской низменности к туристическим базам на Черноморском берегу.

В 1929 году в Майкоп направляется экспедиция с целью проложения и разработки будущих туристских маршрутов. За период с 1929 по 1930 годы членами изыскательской партии (по другому этих энтузиастов туризма трудно назвать) были пройдены в конно-пешем составе три будущих линейных маршрута:

  • посёлок Красная Поляна — озеро Кардывач,
  • посёлок Гузерипль — посёлок Красная Поляна,
  • посёлок Гузерипль — посёлок Дагомыс.

Маршрут Гузерипль — Красная Поляна был выбран в качестве основного перспективного направления по развитию туризма региона. Был намечен трек путешествия, спланированы места ночёвок и места строительства туристических баз. В 1931 году информация об этом появилась в туристических СМИ и изданиях Кавказского заповедника.

С 1930 по 1935 год ведётся строительство туристической базы в посёлке Каменномостском (Хаджох). «Дом туриста» представлял собой одноэтажное деревянное здание с двумя верандами, на них выходили двери спален – всего 6 комнат. Одна веранда функционировала как летняя кухня-столовая, другая являлась местом отдыха. Здесь проводили танцы, работал туристический кабинет, хранились карты и схемы маршрутов. За зданием был старый яблоневый сад, в нём расположились хозяйственные постройки, конюшня и дровяные сараи.

В 1936 году турбаза приняла первых туристов. Этот год считается годом рождения туристической отрасли республики Адыгея. Туристы отправлялись по маршруту Гузерипль – Красная Поляна, комерческое название которого было «По Кавказскому заповеднику».

В этом же году (1936 год) весь туризм в стране передали под крыло ВЦСПС, предыдущие туристические объединения расформировали, а на их базе создали Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).

Маршрут «По Кавказскому заповеднику»

Через горы к морю туристы шли по следующему маршруту: посёлок Хаджох — каньон Шум, радиально — водопады Руфабго, радиально — Блокгауз — Гузерипль – пастбище Абаго – перевал Псеашхо – посёлок Красная Поляна.

Шум и Руфабго они посещали в рамках акклиматизационных выходов с лёгким рюкзаком. Ночевали в доме туриста. А затем собирали нехитрый скарб и стартовали в многодневный туристический поход, полный приключений и опасностей. Дабы облегчить жизнь туристам на плановом маршруте активно применялся гужевой транспорт. Было задействовано 80 голов вьючных животных. До Гузерипля к тому моменту уже была проложена грунтовая лесовозная дорога, поэтому первый участок пути пожитки везли подводой лошади. Самые сложные участки пути с большими уклонами при подъёме на плато Абаго преодолевались с привлечением волов. С этого момента дорога превращалась в тропу, здесь нагружали вьючных животных снарягой, питанием и зернофуражом и от Абаго егеря заповедника уже сопровождали лошадей под поклажей.

Во время Великой Отечественной войны добротное здание «Дома туриста» немци использовали под штаб 207-го полка 97-й легкопехотной (егерской) дивизии. Близлежащая территория стала временным концлагерем. При отступлении немцы пытались уничтожить строение – в окно была брошена связка гранат, она разрушила печь, вылетели стёкла из окон, но здание, удачно, не загорелось.

Маршрут «По Западному Кавказу»

К восстановлению турбазы после ВОВ приступили только в 1948. Директором был назначен К.Э. Каснерский. Жилой фонд базы увеличили до 70 (семидесяти) мест. Был построен ещё один жилой корпус и один технический – столовая. По периметру поставили брезентовые палатки. Со временем их заменили на деревянные домики. «Дом туриста» переименовали в турбазу «Хаджох», а затем в турбазу «Горная»!

Турбаза резко изменила направление работы. В качестве основного маршрута теперь разрабатывают маршрут посёлок Гузерипль – перевал Белореченский — посёлок Дагомыс, так как в 1947 году район горы Тыбги стал зоной полного покоя. Первые группы пошли через горы к Чёрному морю в 1948 году. Маршрут стал называться № 30 «По Западному Кавказу». В 1950 году маршрут прошло 30 (тридцать) туристических групп с общим числом 977 (девятьсот семьдесят семь) человек.

Параллельно оборудовались постоянным жильём и места ночёвок маршрута. В посёлке Гузерипль была построена база «Кавказ» тоже на 70 (семьдесят) человек. Она представляла собой двухэтажный сруб из круглоствольной пихты с открытой верандой-кухней. На промежуточных приютах вместо палаток строились длинные балаганы из пихтовой драни, оборудовались деревянными нарами для ночлега и печками-буржуйками для обогрева. Кострище для приготовления пищи размещались на прилегающей территории. Балаганы вмещали до 30 (тридцати) человек. Это было мега комфортное размещение в горах на тот момент. Самым большим был приют «Фишт». Расположенный под склонами Главного Кавказского хребта он вмещал 60 (шестьдесят) туристов.

Водопады Руфабго

Водопады Руфабго. Акклиматизационный выход группы, 1960г. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

Приют Фишт

Приют Фишт, 1960 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

В 1956 году в издательстве ВЦСПС ПРОФИЗДАТ выходит книга-справочник «Туристские маршруты по СССР». В ней было представлено 75 (семьдесят пять) треков. Даны технические характеристики путешествий, время функционирования маршрутов, описания перевалов, возможная продолжительность пребывания на маршруте. В том числе под № 30 в ней был указан маршрут «По Западному Кавказу». Он имел следующие параметры:

Продолжительность: 20 дней;
Сезонность: июль — сентябрь;
Стоимость: 598 рублей (*Сталинских рублей до реформы 1961 года);
Способ передвижения: пешком – около 155 км, по железной дороге – 50 км.;
Нитка маршрута: Каменномостский – Блокгаузная – Гузерипль – Белореченский перевал – Дагомыс – Аше.

Описание маршрута приводим ниже, цитата из книги «Туристские маршруты по СССР», 1956 год:

Хаджох – конечная станция железнодорожной ветки, отходящей от магистрали у станции Белореченской, и начальный пункт путешествия. Около станции – большая станица Каменномостская.
В Хаджохе туристы готовятся к первой части своего путешествия – переходу до Гузерипля…

На третий день утром туристы уходят в Гузерипль, поселок, расположенный на берегу реки Белой, в 43 км от Хаджоха. Путь идет по живописному ущелью реки Белой. Над дорогой нависают скалы, внизу, в узком каменистом ложе несет свои воды река. Только около станицы Даховской ущелье несколько расширяется – здесь от Белой влево отходит широкая долина реки Сахрай, а затем снова склоны ущелья, сложенные розовым гранитом, подступают к дороге. В 21 км от Хаджоха находится приют Блокгаузный. Здесь первый ночлег. Туристы ночуют в походных палатках или летнем приюте, сами готовят себе пищу на костре.

На другой день, пройдя большую станицу Хамышки, группа продолжает свой путь по ущелью реки Белой. Меняется пейзаж. Дорога идет прекрасным буковым лесом. Дорога проходит местами, связанными с героической борьбой советских патриотов с немецко-фашистскими захватчиками. Туристы пройдут мимо Андреевой балки, так получившей свое название по фамилии партизана, погибшего в неравной борьбе с фашистским отрядом. В 4 км за Андреевой балкой Гузерипль.

Здесь туристы, следующие по маршруту № 35, направляются к перевалу Псеашхо, а те, кто путешествует по маршруту № 30,- к Белореченскому перевалу.

В течении двух дней туристы идут от Гузерипля через ущелье реки Желобной и через Медвежью балку мимо Партизанской и Яворовой полян к Армянским балаганам и переваливают через Армянский перевал. На приюте Фишт в маршрут входит подъемы к Большому и Малому Фиштинским ледникам! Далее – Белореченский перевал. Затем – Черкесский, и по Веселому спуску – к Бабук-аулу. Пешком переход в Солохаул, 18 км. и затем – в Дагомыс, 24 км.

Из Дагомыса туристы едут по железной дороге в Аше, где и заканчивают свое путешествие. В Аше их ждет 7-дневная программа прогулок на Ашейский хребет, в Мамедово ущелье, и выезд в Сочи.

Таким образом 30-ка того времени кардинально отличалась от современного, значительно урезанного маршрута.

Маршрут «Через горы к морю»

Как же 30-ка стала длиной всего в 78 (семьдесят восемь) километров? Опять углубляемся в историю.

1960 год – очередной всплеск интереса к туризму. Строятся новые туристические лагеря, базы, пансионаты и санатории. Страна возродилась после бурь ВОВ, восстанавливается промышленность и сельское хозяйство, разрабатываются перспективные направления и отрасти региона. Земли предгорий республики Адыгея активно осваиваются народным хозяйством: ведётся лесозаготовка, добываются в Майкопском районе полезные ископаемые, строятся туристические базы. Не отстаёт по темпам комсомольской стройки и Причерноморская зона. По дороге из Солох-Аула в Дагомыс закладываются гектары чайных плантаций, а к ним прокладывается комфортная дорога.

Группа подходит к привалу Овечьему

Группа подходит к привалу Овечьему, 1963 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

Дорога в Гузерипль, 1963 год.

Дорога в Гузерипль, 1963 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

Турбаза Горная

Турбаза Горная, 1965 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

Хаджохская теснина

Хаджохская теснина, 1967 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

В 1962 году президиум ВЦСПС принял постановление «О дальнейшем развитии туризма». Оно подводило итоги работы за период с 1947 по 1962 год и регламентировало ральнейшую работу в сфере туризма, в том числе дало толчок к развитию самодеятельного туризма. Следствием этого нормативного акта стали регулирующие документы на местах. Крайсофпроф выпускает бумагу «О дальнейшем развитии туризма в крае», откликом на него стала комсомольская стройка. Передовики отстаивали «Горную», её филиал — горнолыжную базу «Лагонаки» и базу «Кавказ». К 1970 году на базах появились каменные строения, были смонтированы сборные щитовые коттеджи – каждый на 18 (восемнадцать) человек. Таким образом каждая база имела не менее 200 (двухсот) койко-мест размещения. Не обошли вниманием и приюты. Самый крупный – «Фишт» в 1967 году получил первое каменное здание для размещения туристов, а в 1969 году был построен второй корпус.

70-е и 80-е годы стали самыми яркими в развития туризма в СССР. В Адыгейская АО открывались одно за другим новые туристские предприятия: турбаза «Майкоп», кемпинги «Турист» и «Шапсуг», автогараж «Турист», турбаза «Романтика» от краснодарского Политехнического института. Майкопское бюро путешествий и экскурсий стало активно готовить туристические кадры, разрабатывать новые экскурсионные маршруты в предгорьях Кавказа. Появился собственный ремонтно-строительный участок, обслуживающий здания в системе туризма Адыгеи.

Приют Фишт

Приют Фишт, 1970 год. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

Приют Фишт

Приют Фишт, август 1984 года. Фотография получена от группы https://vk.com/hadzhoh

На всесоюзный маршрут № 30 «По Западному Кавказу» ежедневно выпускали по 80 (восемьдесят) человек (что составляло четыре группы). В год общее количество туристических групп составляло – 109 (сто девять), а число туристов достигало 8 000 – 8 700 человек. Путёвки на Всесоюзную тридцатку была дефицитом. Их цена с 45 (сорока пяти) рублей постепенно поднялась до 70 (семидесяти). Но для советского трудящегося это не стало проблемой. Большую часть (70%) оплачивали профсоюзы. Благодаря же профсоюзному движению маршрут был всегда востребован, наполнен туристами и был популярным. Длительность маршрута стала 15 (пятнадцать) дней. За этот временной промежуток туристы получали полноценный отдых в горах и на Чёрном море. Именно организованный отдых на турбазе на берегу тёплого Черного моря в течении 5 (пяти) дней был одним из мотивирующих факторов идти под рюкзаком через перевалы Главного Кавказского хребта.

Другой не менее мотивирующий фактор — уникальность маршрута Всесоюзной Тридцатки. Благодаря вертикальной зональности Кавказа, за короткий временной промежуток туристы получали представления обо всех природно-климатических зонах страны от зоны тундры – побережье Северного Ледовитого океана (нивальная зона ледников горы Фишт) до лесов колхидского типа (берег Черного моря города Сочи) и субтропиков (растения сочинского парка Дендрарий, завезенные в регион со всех уголков земного шара).

После развала СССР на долгие годы Тридцатку незаслуженно забыли. И только в начале 2000-х началось возрождение старого маршрута. Популярности Тридцатки способствовало то, что она осталась почти единственным маршрутом постсоветского пространства проходящим через Главный Кавказский хребет и ведущем к Чёрному морю. В Кавказском заповеднике появился маршрут «Через горы к Чёрному морю, через приют Фишт». В паспорте этого маршрута указана общая протяжённость всего 50 (пятьдесят) километров, а если прибавить к ней все радиальные акклиматизационные выходы, которые туристы совершают на территории посёлка Каменномостский и участок от КПП «ручей Белый» до посёлка Солох-Аул, то максимум наберётся 78 (семьдесят восемь) километров пути. Подъезд к КПП Лаго-Наки и КПП Узруб осуществляется автомобильным транспортом. Так асфальтированные автомобильные дороги к плато Лаго-Наки и Яворовой поляне украли у наших современников изумительной красоты дни маршрута в долине реки Белой и на подъёме / спуске к горной части маршрута из долин рек Белая и Шахе.

Всесоюзная тридцатка есть в арсенале многих туристических фирм РФ, не отстаём от коллег и мы. Вы можете отправиться по Всесоюзному тридцатому маршруту в сердце Кавказского заповедника с гидами нашей команды.


Турпоход "Всесоюзная Тридцатка"

Старина Фишт. Легенды и Тайны

Не сложный маршрут, проходящий на территории республики Адыгея. Два дня акклиматизационных выходов в окрестностях поселка Каменномостский. Побываем в ущелье Мишоко и посетим знаменитые водопады Руфабго. Затем поднимемся на плато Лаго-Наки и через знаменитый приют Фишт и Главный Кавказский хребет уйдём в поселок Дагомыс города Сочи. На маршруте Вас ждут величественные панорамы Кавказских гор, Малый Фиштинский ледник, перевалы воинской славы и сказочная природа высокогорного плато Лаго-Наки.

За участие в программе выдается значок «Турист России». Возможно участие детей от 10-ти лет.

Стоимость: от 26500 рублей/человека.


2 ответы
  1. Владислав
    Владислав говорит:

    Спасибо большое за информацию. Мне кажется, что сегодня прокат авто это намного удобнее чем такси. Не нужно никого ждать, заказывать, просто сел и поехал.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *