Образ царя в народном сознании

П.И Калецкий. О проблематике и образах…

Стр.34.Идеализация царской власти в народном сознании определяет и придает глубокий смысл образу царя в исторических песнях. Этот образ в подавляющем числе случаев положителен. Эпитеты царя: милосердный, хотя и грозный царь, белый царь, православный царь, благоверный, прозритель, справедливый. Когда он говорит, то обычное сравнение при этом: «не золотая трубушка возопила, не серебряная сиповочка взыграла» и т.п. Царь-победитель врагов, в нем воплощается идея патриотизма.Стр.38. Образ царя как идеализированного заступника народа выступает косвенно в солдатских песнях XVI-XVIII веков: именно к нему адресованы солдатские жалобы в песне об  осаде Риги, ему жалуются на бездельников генералов, промотавших и пропивших русскую силу, для него и во главе с ним осаждают города. Совершают походы, погибают в сражениях.

Стр.40воеобразно решает конфликт царя и народного героя сюжет интересной песни о борьбе Петра Первого с драгуном. Царь вызывает охотника с ним побороться, князе0бояре испугались, но вызывается молодой драгун. Драгун побеждает царя и вместо награды просит указа безденежно пить по кабакам вино. (Киреевский, вып.8.стр. 37-38)В песне, известной только в одном варианте, с одной стороны чувствуется пиетет перед царем, (драгун, поборов царя, подхватил его, не пущал царя на сыру землю),  но с другой стороны, как  правильно заметил А Рембо, певец дал почувствовать, что народ, представленный солдатом-драгуном, сильнее, чем сам царь. стр. 42.Однако жизненный опыт показа, что конфликт между народом и властью не может быть разрешен при непосредственном вмешательстве царя, что царь на стороне князей и бояр. И в ряде песен, правда немногих, царь оказывается силой, противостоящей молодцу-удальцу, примирение между ними невозможно. Прежде всего это песни о переговорах Петра со стрельцами, связанные со стрелецкими бунтами, В одном из них царь милует пришедшего с повинной стрелецкого атамана, нов другой Петр не дает ему никакого ответа: он посоветуется с боярами и князями. И тогда стрелецкий атаман обвиняет царя во лжи, уезжает от него и предупреждает стрельцов о предстоящей казни В другой песне о казни большого боярина. Стрелецкого атамана, герой упорствует в своем противоборстве царю. Родные напрасно упрашивают его повиниться перед царем в надежде на милосердие. Но герой никого не слушает, упрямствует, «каменеет сердце молодецкое». Эта песня особенно любопытна тем, что отношение здесь к герою двойственно. Певцу импонирует его сила и гордость, не совсем ясно, действительно ли он заслуживает казни, виноват ли он в измене государю, но и царь сохраняет свой авторитет, родные героя возлагают на него свои упования.


Всесоюзная тридцатка. Популярный туристический маршрут для отдыха с детьми от+6 лет

Всесоюзная Тридцатка

Всесоюзная тридцатка — это не просто поход, это настоящая энциклопедия. Из мира лиственных лесов Вы попадаете в шумящие сосны, преодолеваете березовое криволесье и среди альпийских лугов устремляетесь к Черному морю. При этом Вы побываете на леднике, прошествуете под отвесными склами Фишта и спуститесь в жаркие субтропики Сочи. Настоящее приключение с рюкзаком для любознательных туристов. Наш гид познакомит Вас с флорой и фауной нагорья, научит разжигать костер, ставить палатку и определять путь по звездам.

Номер заказа: 002308


Озера Абишера-Ахубы. Горный поход по альпийским лугам и перевалам с детьми от +10 лет

Озера Архыза

Самому маленькому участнику, прошедшему данный маршрут было 10 лет. На вопрос инструктора хотите ли Вы еще рах пойти в горы турист четко ответил: да. Так давайте отправимя по следам маленького следопыта покорять вереницу горных озер: Турье, Кяфар, Чилик, Заповедное… Их так много, что названия забываются. Вы попываете там, где рождаются реки. Где отары овец словно ковер покрывают склоны гор, а табуны лошадей приходят на водопой к горному озеру. Туда где одинокие яки приветствуют туристов на тропе. Вы отправитесь в мир альпийских лугов гостеприимного Архыза…

Номер заказа: 002406


Стр. 45Образ царя в исторических песнях дается противоречиво, в связи с колебанием в отношении к царю самой народной мысли. А воплощение народных чаяний о « хорошем» царе., разрешающем все жизненные противоречия. Практика опровергала эту мечту, но в ответ на это мечта создавала другую утопию, о своем народном, мужицком царе. Эта мечта питала многочисленные случаи самозванства,  с ней связана и интересная песня о «Незнамушке». (Миллер, №305), о появлении астраханском кабаке небывалого молодца, оказавшегося царем и «родовым казаком» — Петром Алексеевичем. Не узнавшему его губернатору он обещает с ним, «собакой», заутра переведаться, а кабацкую голытьбу жалует генералами, адмиралами, тайными советниками.

Воззвание Грязнова от 8 января 1774 года: « не иное, что к вам, приятныя церкве  святой сыны, я простираю руку мою к написанию сего: Господь наш Иисус Христос желает и произвести соизволяет своим святым промыслом Россию от ига работы, какой же, говорю я вам»

В арсенале идеологического протеста староверов представлен памятник, сопрягающий иллюзию о «благохотящем» царе с призывом к освобождению от «работного ига дьяволу. Это «Повесть об убогом человеке, како от диавола произведен царем» Проследим основные этапы сюжетного развития Повести по списку 1766 года.1)Некий убогий человек, стоящий у порога голодной смерти, встречает дьявола.2)Заключается двусторонний договор, согласно которому дьявол обязуется провести убогого по всем ступеням социальной иерархии, а убогий отрекается от христианства, однако, с условием, что дьявол за день до кончины предупредит о ней убогого.3.Обе стороны следуют заключенному договору: уже убогий назначен первейшим князем, которому царь вручил «под власть всех своих министров и князей, бояринов» и даже самоустранился еще при своей жизни К сожалению, на словах : « немного же времени минувшее того царства царь умре и погребен…» список 1766 года оборван.

Сюжетная линия Повести в ее младшей редакции повторяет все ходы развития старшей редакции. Но младшая редакция содержит и тот виток сюжета, который остался неизвестен нам из-за порчи списка1766 года, а самый сюжет Повести в ней развернут и обогащен новыми эпизодами. В качестве контрагента дьявола в младшей редакции выступает не убогий, а заключенный, темничник. Дьявол требует, чтобы темничник дал ему «рукописание» на свою душу, а за это обещает сделать темничника царем. Како и убогий, темничник требует чтобы дьявол заблаговременно предупредил его о дне кончины. На этот счет опять-таки происходят прения между дьяволом и темничником, кончающиеся обещанием дьявола сделать ответствующее предупреждение за три часа до кончины темничника. Социальное содержание младшей редакции повести отличается большой разработанностью. Темничник требует, чтобы дьявол  и слуги его не вмешивались в дела царства, которым ему предстоит править, дабы не было «ни татьбы, ни разбою, ни пьянства и других порочных дел». Эта формулировка поражает схожестью с определением Беловодья, каким оно предстает в этой социально-утопической легенде. Темничник, согласно договору с дьяволом, вступает на престол, но не как возведенный на него дьяволом, а как избранный всенародством. Если об убогом мы знали о его справедливом правлении, то о темничнике узнаем, что» во время его царствования было великое гобзование, ибо под мудрою его правление весь народ переменился: из татей, разбойников и пьяниц и других злодеев соделались мирными и трудолюбивыми жителями". В легендарном царстве темничника осуществилась таким образом, верховные ценности народа — труд, правда и мир. Но за них темничник пошел на добровольную мученическую смерть. Предупрежденный дьяволом о предстоящей через три часа кончине, царь повелел четвертовать себя за заключенный договор, чем и спас душу. Темничник, как  и предшествующий ему убогий — народные герои, жертвующие собой во имя торжества идеала правды.

Стр. 162 если совершенно ясно, от чего избавляет крестьянский царь, то неясно, что он приносит. «Заблудшие, изнурительные, в печале находящиеся, по мне скучившиеся, слыша мое имя, ко мне итти…желающие»  « А ныне ж я для вас всех един ис потеренных объявился и всю земля своими ногами исходил и для дарования вам милосердия от создателя создан»1

Избавитель сродни божественному Спасителю, не только созывавших «труждающихся и обремененных», но и, в соответствии с популярной в древнерусской письменности христианско0апокрифической традицией, собственными ногами исходившему страждущую землю.

«Петр Федорович» сулил, что « по истреблении злодеев0дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет»2

Он желал труженикам «спасения душ и спокойной в свете жизни»3,ради чего и сам претерпел и странствия и немалые беды. Он называл дворян возмутителями и ненавистниками «общего покоя». В именном указе атаману Ф.Кочневу Пугачев называл его и « верноподданным рабом», и « сыном отечества», и еще « наблюдателем спокойствия и тишины»4 Итак, «спокойствие и тишина» на земле, «коя до века продолжатця будет».

Ссылки:1-Пугачевщина, т.1, с.36; 2-Пугачевщина, т.1, с.41; 3-там же; 4-Крестьянская война 1773-1775 годов в России. М., 1973.с 96

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *