Винная этикетка

Вы пришли в магазин чтобы приобрести бутылочку вкусного напитка. Что даст Вам наибольшую информацию о продукте как не этикетка на винной бутылке?! Давайте погрузимся в историю создания этикетки и научимся ее читать.

История винной этикетки

Проследить историю винной этикетки не так просто, как кажется. Несмотря на то, что вино является не только частью материальной, но и духовной культуры человечества срок жизни продукта невелик и так же недлительно живут атрибуты, его сопровождающие. Тем не менее, несомненно, этикетка сопровождала вино практически с момента его появления и стала результатом винодельческой традиции.

Скорее всего еще древние египтяне привязывали к горлышку амфоры кусочек папируса с информацией о напитке.

Первые этикетки, дошедшие до наших дней, – элементы резьбы или гравировки на глиняных амфорах. Первоначально на глиняный сосуд, предназначенный для напитка производитель ставил в процессе изготовления клеймо. Это было не совсем удобно для покупателя, но тем не менее давало информацию о производителе и месте сбора урожая. Самыми древними артефактами, знакомым современным ученым, считаются надписи на амфорах 51 года до н.э.

  • «Vesvini / Imp-Vespa-С ° S»- «вино Везувия, имущество императора Веспасиан».
  • «Lun-Vet/A-III-R/X/M/ValeriAbinnerici / Cornelia» — «Вино собрано в убывающую луну сентября, трехлетней выдержки, красное, произведено мастером Валерием Абинеричи дома Корнелия».

В более северных районах, например Галлии, вино транспортировалось бочками – маркировка осуществлялась простыми надписями мелом или углем на стенках этого сосуда.

Римская империя практиковала этикетку в виде кусочка кожи животного, папируса или фольги (тончайшей свинцовой полоски в ручную раскатанной до тонкого листа), привязанных к горлышку емкости с напитком.

Проходят века. Стеклянная бутылка из предмета роскоши становится предметом обыденным. Благодаря монаху бенедиктинцу дону Пьеру Периньону, разработавшему метод шампанизации вин в бутылках, этот вид посуды прочно входит в мир вина.

Небольшая деревянная дощечка или кусочек пергамента с пометками о сорте вина,  привязывались к горлышку бутылки. Такая этикетка существовала до середины XVIIIвека. Но в 1796 году чех Алоис Сенефельдер (Aloys Senefelder) изобрел литографию, которая позволила поставить производство винных этикеток на поток.

Литография – дублирование изображений путем формирования заготовки (наброска) на твердой поверхности, а затем с помощью чернил и накатного ролика переносимого на ткань или бумагу. Таким образом можно было получить значительное количество копий одного и того же изображения.

Первые этикетки не нашли поклонников среди виноделов и только через два столетия на них обратили внимание купцы, фармацевты и, конечно, производители алкоголя.

К этому моменту стеклодувы добиваются значительного улучшения качества стекла, сосуды для вина начинают производить в промышленных масштабах. Между отдельными регионами создается устойчивая связь винных поставок. Вино, как продукт выходит на региональный и международный уровень. Данное обстоятельство требовало идентификации напитка. Различать закупоренные вина можно было только по этикеткам.

Первые печатные этикетки содержали только название вина, были богато украшены и выполнены в готическом стиле. Но по мере развития винной торговли производители стали добавлять на этикетке год сбора урожая и свою фамилию.

По мере совершенствующихся методов печати, появления глубокой литографии, этикетки становятся все сложнее. Виноделы изображают на этикетках свои родовые гербы, сцены из пастушеской жизни. Вплоть до середины XIXвека никакой информации о самом напитке кроме его названия этикетка не содержит.

Параллельно с печатью совершенствуется и сам напиток. Качество вина отмечают на профильных выставках. Начиная с середины XIXвека почетные грамоты, дипломы и медали постепенно проецируются на этикетку вина, завоевавшего награду. Появляется традиция выпускать этикетки к праздничным датам и украшать изображением важных персонажей и событий.

В начале XXвека в моду входят маркировки с пейзажной тематикой, анималистическим или флористическим орнаментом. И только с середины XX века ярлык законодательно принуждают к педантичности и информативности, регламентируя объем сведений необходимых и достаточных для описания продукта, налитого в бутылку.

В настоящее время винная этикетка не только декоративный элемент бутылки, но и информационный справочник, описывающий продукт. Как правило, этикетка содержит название вина, год и место сбора урожая, крепость, наименование производителя, сорт винограда и еще много других уточняющих характеристик. Давайте научимся читать винную этикетку.

Тайна винной этикетки

Читать винную этикетку совсем не сложно. Большинство производителей делают информационный листок понятным и доступным простому потребителю, соответствующим общепринятым канонам данного документа. Исключения составляют только этикетки французских вин с множеством сокращений. Попробуем помочь Вам в расшифровке таинственных иероглифов этикетки. Начнем от простого и отправимся в сложный мир французских виноделов.

Винная этикетка Нового Света

Винодельческие регионы Нового света:

  • Чили,
  • Аргентина,
  • США,
  • Австралия,
  • Новоя Зеландия,
  • ЮАР.

Этикетки их вин самые простые. Язык английский. Большинство стран не имеют стандартов винной маркировке, но при этом информация о продукте раскрыта достаточно полно, представлены основные характеристики вина:

  • название напитка – часто совпадает с названием виноградника, производителя или сорта винограда, а может быть и номером партии; самое креативное – красивое яркое слово не имеющее отношение к виноделию;
  • производитель;
  • регион и год сбора урожая винограда;
  • содержание в напитке алкоголя;
  • сорт винограда, если напиток сделан из ассамбляжа, то первым в списке будет доминантная составляющая;

Часто у бутылки помимо этикетки есть контр-этикетка, здесь иногда указывают название виноградника или номер партии вина.

Винная этикетка Старого Света

Старый свет – традиционный винодельческий регион. Самые сложные этикетки французских вин, если вы освоите как читать французскую маркировку, то Вы разберетесь с большинством маркировок Европы.

Этикетка Макон-Вилляж, 2003 года в студию!

  1. Наименование производителя вина;
  2. Год сбора урожая (миллезим);
  3. Винодельческий регион — место происхождения вина;
  4. Усадьба, где был выращен виноград;
  5. Апелассьон (особая территория), где был выращен виноград;
  6. Категория качества.
  • 4-я категори или Appellation controlee (A.C. или A.O.C. ) — самая высокая, качество напитка было строго проконтролировано в аппелласьоне происхождения (в данном случае — в Макон-Вилляж);
  • 2-я категория или Vin de pays — вино местное (то есть привязано к определенной географической местности);
  • 3-я категория или Vin Délimité de Qualité Supérieure (сокращенно V.D.Q.S) -высококачественный бренд;
  • 1-я категория или Vin de table — это «столовое вино».
  1. Содержание алкоголя в напитке;
  2. Объем тары;
  3. Название компании поставщика – организации которая бутелирует напиток и продает его;
  4. Страна происхождения напитка – данное обозначение указывается только на продукте, предназначенном для экспорта;
  5. Адрес компании поставщика.

Некоторые французские этикетки содержат дополнительные реквизиты:

  • Cru — виноград для этого вина выращен на виноградниках высшей категории.
  • Cru Classe — Бордосское вино высочайшего качества.
  • Grand Cru — напиток особенно высокого качества.
  • Grand Vin — главное вино винодельни.

Этикетки итальянских, немецких, испанских производителей менее насыщены надписями, последовательность может меняться, тем не менее, основная информация на их этикетках аналогична французской. Ниже представлена дополнительная информация на этикетках старого света.

Итальянцы делят свои вина на категории:

  • DOCG — наивысшая;
  • DOC — высокая;
  • IGT — местное вино;
  • Vino Da Tavola — обыкновенное столовое вино.

Часто указывают номер партии – перед или после числа стоит буква L. В составе напитка указывается количество сульфитов, для игристых вин — метод производства. А еще итальянцы вкусно описывают свой продукт, на этикетке отмечают:

  • цвет,
  • сладость,
  • сорт винограда,
  • выдержку напитка (Vecchio и Reserva – длительная выдержка, Reserva speciale – выдержка средней длительности, Stravecchio – самая длительная выдержка)

и дают информацию по условиям употребления и советы по сервировке.

Винная этикетка испанцев содержит следующую дополнительную информацию:

  • цвет,
  • вид,
  • выдержку (Joven – молодое вино, Roble или Semi-Crianza – вино выдержкой до 1-го года, Crianza – вино выдержкой до 2-х лет, Reserva – вино выдержкой до 3-х лет, Gran Reserva – вино выдержкой 5 лет)

Классификация испанских вин:

  • Denominación de Origen Calificada или DOC — наивысшаякатегория;
  • Denominación de Origen или DO — высокоекачество;
  • Vino de la Tierra — местное вино;
  • Vino de Mesa — простое столовое вино.

Португальское вино. Квалификация португальского вина похожа на испанскую:

  • Denominação de Origem Controlada или DOC — наивысшая категория марочных вин;
  • Indicação de Proveniência Regulamentada или IPR — высококачественные вина из определенных виноградников;
  • Vinho de Qualidade Produzido em Região Determinada или VQPRD — качественное вино, выпускаемое в определенном регионе;
  • Vinho Regional — местное вино
  • Vinho de Mesa — обыкновенное столовое вино.

Немецкие вина содержат следующую дополнительную информацию:

  • Landwein — местное вино;
  • Tafelwein — столовое вино;
  • Kabinett — легкое сухое вино из спелого винограда;
  • Spätlese — напиток из винограда позднего урожая.

Выше рассмотрены только основные сокращения и критерии винной этикетки. Если у вас возникнут сомнения или вопросы по расшифровке аббревиатур маркировки, то всегда можно уточнить у продавца, сомелье или обратиться к профессиональному дегустатору с вопросом.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *