Путешествия по Горной Адыгее

Горная Адыгея – горная часть Республики Адыгея и частично Краснодарского края, привлекательная для организованного и частного туризма. Особенно, учитывая удовлетворительное состояние большинства дорог, ведущих в горы – для автотуризма.

Значительная часть Республики Адыгея занимает горную территорию, в том числе заповедник. Горная Адыгея начинается с её ворот – пос.Каменномостского. От поселка в горы ведут несколько направлений, которые условно можно назвать Лагонакским, Гузерипльским и Сахрайским.

Для лучшей ориентировки, что важно для автотуристов, ниже приводится краткое описание каждого из них.

Путешествие в сторону Лаго-Наки

Центральным направлением является Лагонакское. Оно начинается за мостом через р. Белую перед станицей Даховская, следующего от пос. Каменномостского населенного пункта. Перед мостом и сразу за ним находятся несколько туристических объектов: гостиничные домики, прокат рафтов для сплава по реке, подъемник на хребет Унакоз и небольшой рынок, где можно приобрести мёд, грибы, сувениры и прочее.

За мостом дорога серпантином уходит в горы. После непродолжительного подъема открывается живописный вид на долину р.Белой, станицу Даховскую, хребты Унакоз, Ду-Ду-Гуш, гору Гуд и др. горные вершины. Выше, на панорамной точке, располагается небольшой рынок изделий местного промысла, сувениров, даров окрестных лесов. Здесь туристы часто выходят и фотографируются на фоне горной панорамы.

Далее дорога сворачивает влево на сравнительно ровный участок. Кроме панорам, здесь также можно посетить любой из нескольких чайных, закусочных и прочих, прокатиться на лошади. Затем дорога поднимается вверх и уходит в лесную зону. Проехав некоторое расстояние, по обе стороны начинают попадаться указатели к базам отдыха, гостиницам и кемпингам. Наиболее интересные места, куда можно беспрепятственно заехать – это «Сибирь?», Тут расположены коттеджи, ресторан и замечательная смотровая точка на Инженерный хребет, долину реки Сибирка и справа- на хребет Каменное море.

Далее, продолжая наш путь, попадаем на следующую группу туристических объектов – Пещера Нежная, которую можно посетить, с домиками, дорожкой к панораме. Следующим местом, которое стоит посетить, является Азишская пещера. Ниже её располагается рынок и стоянка машин.

Здесь же открывается вид на открытую местность и альпийские луга. Далее шоссейная дорога переходит в грунтовую. Автобусы дальше не идут, но остальной транспорт может двигаться дальше. Опустившись вниз, дорога мостик и затем круто уходит вверх. Поднявшись выше, дорога выходит к красивому скально-пихтовому урочищу Желоб. Через некоторое время внизу взору предстаёт величественная картина горного ландшафта. Поднявшись выше, слева видна горнолыжная турбазу «Лаго-Наки», затем подъемники, домики МЧС и большая гостиница «Азиш-Тау». Наконец, дорога достигает финальной точки — перевал «Азишский» с видом на снежники, долину реки Курджипс, альпийские луга.

Если далее маршрут заканчивается, то можно поднявшись по тропинке на горку справа, забраться на скалистые уступы, полюбоваться горными просторами, растянувшиеся на многие десятки километров, пихтовыми лесами постоянно движущимися внизу клочками облаков и подышать чистым воздухом, насыщенного запахом хвои и горных трав.

Если есть время и возможность, то можно уйти в горы. Хотя далее начинается охраняемая территория Кавказского Государственного Природного Биосферного заповедника (КГПБЗ), можно оплатив посещение и перейдя шлагбаум, следовать дальше. За отдельную плату можно оставить машину за шлагбаумом под охрану егерей, проехав с километр дальше.

Далее идти желательно с инструктором или человеком, знающим дорогу. Впрочем, при хорошей погоде заблудиться не так просто, т.к. панорама вокруг на многие километры хорошо просматриваются. Если засечь основные ориентиры и иметь спутниковый навигатор, можно смело отправляться в путь.

Самым простым маршрутом является прогулка до Абадзешского перевала, который отмечен туром и памятником войнам, сражавшимся здесь летом 1942 года. Возможна прогулка и к Каменному морю в направлении горы Нагай-Кош и вышки ретранслятора сотовой связи. Кстати, из сотовой связи тут работает оператор Мегафон, вышка которого располагается на плато Утюг, рядом с турбазой «Лаго-Наки». Но связь неустойчива. На эту прогулку уйдет часов 6-8. Тропинки петляют среди карстовых воронок, повсюду обилие цветов альпики. Встречаются пасущиеся лошади. На перевале открывается великолепный вид на гору Оштен.

Если есть соответствующее снаряжение, проводник и удобная обувь, можно пойти и дальше в направлении горы Оштен и далее к приюту Фишт, расположенном у подножья одноименной горы через ряд перевалов, или же в направлении приюта Цица у реки Цица и далее к озеру Псенодах. Это может занять 2-3 дня. Возможно и восхождение на Оштен и Фишт. Через приют Фишт проходят известные туристские маршруты к морю в направлении пос. Дагомыс через Бабук-аул и Салах-аул.

Ещё один маршрут от финальной точки автомобильного пути начинается спуском к р. Курджипс по тропе вниз. Перейдя в брод через реку, можно двигаться направо к хвойному лесу, стоящему за рекой Молочка. Перейдя эту речку через мостик и пройдя лес, вновь выходим на открытое пространство. Оттуда можно подняться на вершину горы Уриэль или выйти на Лагонакский хребет к горам Мезмай, Зауда, Житная. Минусом этого маршрута является трудный подъём при возвращении назад. Впрочем людей здоровых это не должно испугать.

Интересным является экскурсия по водопадам Сухого Курджипса.

Поездка в Гузерипль

Следующим интересным направлением путешествия по Горной Адыгее является Гузерипльское. Оно начинается от ранее упоминавшегося моста. Не переезжая через мост, нужно продолжить по шоссе движение в направлении станицы Даховская. Миновав станицу, дорога серпантином уходит в южном направлении. Поднявшись выше, открывается панорама на Даховскую долину, Дегуакские поляны справа и хребет Уна-Коз сзади. Далее дорога идет вдоль реки Белой мимо Гранитного ущелья и выходит к деревне Хамышки. Далее — вновь продолжается вдоль бурного участка реки. Белой и приходит в конечный населенный пункт – пос. Гузерипль. В поселке за мостом начинается заповедник, там же — филиал его правления. Центр КГПБЗ находится в Сочи. Чистейшая вода реки никого не оставляет равнодушным. Тут можно посетить музей заповедника и примыкающие к нему объекты, подняться на обзорную точку, с которой виден весь посёлок, а также подняться на гору Казачья, откуда открывается вид на вершины Оштена, Фишта и др. В поселке есть гостиницы и торговые точки. Посёлок Гузерипль известен также как центр проведения весенних спортивно-туристических фестивалей «Интерралли Белая», куда съезжаются любители водного туризма (рафтинга и др. видов) со всех регионов России и из других стран. Преодоление спортсменами коварных порогов, бурный нрав реки является зрелищным и привлекает внимание множества людей, которые приезжают на эти соревнования. В это идут и другие соревнования, проводится и традиционный фестиваль бардовской песни «Первоцвет».

От посёлка можно подняться высоко в горы, полюбоваться снежными вершинами гор, буйством горной растительности и подышать горным воздухом. Для этого достаточно проехать по шоссе, которое находится на въезде в посёлок, в западном направлении около 12 км до Партизанской поляны, Тут находится небольшое озеро, база отдыха. От Партизанской поляны можно подняться по тропе в направлении горы Нагой-Кошки, которая видна справа. Отсюда хорошо видна окружающая местность, основные вершины Горной Адыгеи: Оштен, Фишт, Джуга и др. Далее можно проехать ещё дальше в горы, до Яворовой поляны. С неё идёт тропа к горе Оштен и далее к приюту Фишт. Тут проходил знаменитый ещё в советское время 30-ый туристический маршрут к морю.

В настоящее время ведётся строительство дороги, которая соединит Лагонакское и Гузерипльское направление.

Сахрайское направление горной Адыгеи

Сахрайское направление Горной Адыгеи менее известно. В этом направлении находится Большой Тхач – горный массив на водоразделе рек Малая Лаба и Белая, расположенный на границе республики Адыгея и Краснодарского края. Сейчас там находится природный парк регионального значения «Большой Тхач». Его территория включена в состав Всемирного природного наследия «Западный Кавказ» ЮНЕСКО. Здесь находятся гора Большой Тхач высотой 2368 м., Малый Тхач (2238м.), Ачежбок (Чертовы ворота) высотой 2486 м., хребет Слесарный. Горный массив является истоком рек Большой Сахрай, Малый Сахрай и Ходзь.

Для туристов интерес представляют восхождение на гору Большой Тхач и водопады реки Сахрай.

Попасть в этот район можно через станицу Даховская, переехав мост и свернув с трассы налево из центра станицы на дорогу, идущую в направлении села Большой Сахрай. Посёлок расположен в 13 км. от станицы Даховская, недалеко от впадения реки Сахрай в реку Дах. За мостом поселка Сахрай дорога в направлении горы Большой Тхач уходит на восток и затем, повернув направо, идёт вдоль реки Сахрай. Эта река известна своими красивыми, необычными водопадами, комфортными для купания. Чистая горная вода отполировала скальные породы, проделала в скрученных скалах гладкие желоба. Самый первый водопад «Манькин шум» расположен после слияния с ручьём Бжепс у с. Новопрохладное (Сахрай – как его называют местные жители), и далее вниз по течению — целая серия разнообразных водопадов «Маершино», «Солдатский» и другие. Есть автостоянка с местом для отдыха.

Маршрут к природному парку «Большой Тхач» начинается с села Новопрохладное. Добраться до Большого Тхача можно внедорожным транспортом по грунтовой дороге, пересекая р. Куна и другие. Для этого можно воспользоваться услугами туристических агентств или местных проводников. Туристические агентства могут предложить, к примеру, семидневный поход по маршруту: «с. Новопрохладное — Фирсова поляна — вершина Большого Тхача – вершина Малого Тхача – вершина Ачежбока – хребет Слесарный – пос. Новосвободный» общей протяженности около 60 км.

Но есть и более короткие маршруты горной Адыгеи

Наиболее интересным является следующий маршрут: «с. Новопрохладное — Фирсова поляна – Поляна Кресты (Княжеская поляна) — подъём на вершину Большого Тхача с переходом вдоль отвесной скалы с огибанием «короны» Большого Тхача к самой высокой его точке. С этой точке открываются великолепные виды; спуск к Малому Тхачу. Затем возвращение мимо скалы Колокольня к слиянию рек Большого и Малого Сахрая. Оттуда – возвращение к с. Новопрохладное.

С поляны Кресты можно также совершить экскурсию в громадный каньон к Орлиным водопадам высотой до 60 метров на реке Ходзь и к другим местам.

Путешествия по Горной Адыгее дают массу впечатлений и доставляют большое удовольствие. Красоты этой небольшой республики прекрасно описаны ветераном и организатором туризма в Адыгее Иваном Бормотовым в его книгах и статьях.

Отдых на плато Лаго-Наки

2 ответы
  1. Дмитрий
    Дмитрий говорит:

Путешествовал по горной Адыгее на авто. Воздух очень чистый в горах, иногда кружилась голова от переизбытка кислорода. Природа шикарная.

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!