Останкинская усадьба

Собственностью Шереметьевых Останкинская усадьба стала в 1743 году, когда дочь князя А. М. Черкасского вышла замуж за сына сподвижника Петра Великого. Венчались самая богатая невеста и самый богатый жених страны. Петр Борисович Шереметьев предпочитал новому имению свои владения в Кусково. Грандиозным дворцово-парковым ансамблем здесь мы обязаны его сыну, Николаю Петровичу.

В годы советской власти Останкино неспроста называли музеем творчества крепостных. Ни в одной подмосковной усадьбе не работало столько подневольных мастеров высочайшей квалификации. Достаточно сказать, что над созданием интерьеров дворца трудилась вся семья Аргуновых, машинное отделение театра по французским чертежам выстраивал и впоследствии обслуживал крепостной столяр Ф. И. Пряхин с целой командой крепостных механиков. Перепланировку парка провели П. И. Аргунов и А. Ф. Миронов.

Дворец, выстроенный из дерева, искусно оштукатурен под камень. Органичное сочетание белых и розовых тонов постройки с нежной зеленью парка и тихой заводью прудов задает торжественную и праздничную атмосферу. От центрального корпуса с шестиколонным портиком и круглым бельведером отходят галереи, ведущие к Итальянскому и Египетскому павильону. Строгий фасад богат лепниной, барельефы выполнены скульптором Ф. Г. Гордеевым в античном стиле. Возглавлявший строительные работы Павел Аргунов не только создавал свои проекты, но и перерабатывал другие, среди которых работы известных зодчих Д. Кваренги, К. Бланка, Е. Назарова. Общий замысел дворца определен архитектором Ф. Кампорези, создателем многих подмосковных усадеб.

Роскошью убранства Останкино уступает только дворцам российских императоров. Из Петербурга непрерывно шли обозы с мебелью, картинами, люстрами, лучшим мастерам заказывали особый паркет, камины и печи. Отделка дворца дорогими материалами нашла отражение в названиях помещений: Малиновая прихожая, Голубой зал, Картинная галерея (свыше 100 картин из нее вывезли наполеоновские солдаты), Пунцовая гостиная – и все они богато украшены золоченой резьбой. Крепостные плотники, столяры, резчики, позолотчики, живописцы трудились днем и ночью, в жару и лютую стужу: граф уже пригласил на открытие нового дворца только что вступившего на престол Павла I.

Страстный любитель театра, Николай Шереметьев задумал удивить свет. Крепостные актеры блистали не только игрой, но и дорогими костюмами. Устройство расположенного в центре дворца театрального зала позволяло за полчаса превратить его в танцевальный «воксал». Два машинных отделения, одно из которых помещалось в трюме, а другое – над расписным плафоном сцены, обеспечивали смену декораций и многочисленные сценические эффекты. Экскурсоводы расскажут о судьбе театральной труппы, тайном венчании графа с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой, об восторженных оценках гостей усадьбы, среди которых, кроме российских монархов (здесь, кстати, был подписан Закон об отмене крепостного права) и аристократов присутствовали польский и прусский короли, о жизни Останкино после революции. Масштабная реконструкция, охватившая не только все помещения дворца, но также церковь Живоначальной Троицы и парк, вернула усадьбе почти что первоначальный облик, включая восстановление цветового решения интерьеров, изготовление тканей по образу оригиналов, возврат вывезенного имущества. Новые реставрационные работы начались в 2013 году, до их окончания вход на территорию музея невозможен.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *