Подводный флот России

Считается, что первое подводное судно построил голландский умелец Корнелий Ван-Дреббель в 1620 году. Изобретение пришлось не ко времени. После кончины механика, опыты с изделием были прекращены. В России тоже нашелся механик-самородок, предложивший в 1718 г. Петру I, построить «потаенное судно». Звали изобретателя Ефим Никонов, его изделие очень заинтересовало Петра Великого. Мастер приступил к делу, но к моменту смерти Петра, постройку не сумел завершить, наследникам самодержца проект был неинтересен.

 Американский проект Бушенеля 1775 года тоже не получил развития, как и лодка русского военного инженера Шильдера. Причиной неуспеха, стало отсутствие эффективного движителя. В 1866 году, инженер из России Иван Александровский предложил свою модель подводной лодки, передвигавшейся с помощью механического двигателя, работавшего на сжатом воздухе. Ходовые качества изделия были более чем скромными, проект закрылся.

 Более успешным стало изделие российского конструктора Степана Джевецкого, который сумел установить на подводном судне электродвигатель, наряду с двумя бензиновыми моторами. Подводная лодка под названием «Почтовая», изготовленная по проекту Джевецкого была всем хороша, только вот пузырчатый след от выхлопных газов делал субмарину негодной для военных целей. Хотя с лодками у Александровского и Дежевецкого не задалось, зато у них получились хорошие торпеда и торпедный аппарат.

 После первого боевого применения американской подводной лодки Хораса Ханли в 1864 году, некоторые передовые страны с разным успехом создавали и совершенствовали свой подводный флот. Российская империя всерьез озаботилась проблемой на переходе от XIX века к XX.

 Наибольших успехов в строительстве боевых субмарин добились США, потому летом 1900 г. морское министерство России собралось было закупить у фирмы «Холланд» одну подводную лодку. Однако американцы хотели толкнуть партию субмарин из 10 штук на кругленькую сумму, под два миллиона долларов. Переговоры не удались, пришлось браться за проблему своими руками.

 В тот же год 19 декабря была создана комиссия по разработке отечественной субмарины, в нее входили инженеры Бубнов и Горюнов, а также морской офицер Беклемишев. В основу проекта положили шестую модель лодки фирмы «Холланд». Правда, кроме вырезок из газет и рекламных проспектов для работы над изделием, ничего не было. Параллельно в 1901-1902 гг. в Кронштадте строилась субмарина лейтенанта Колбасьева «Петр Кошка», но ее ходовые качества и боевые возможности сильно уступали американскому проекту.

 Работа группы Беклемишева увенчалась постройкой первого русского подводного миноносца, который назвали «Дельфином». Уже 7 июня субмарина трижды успешно погружалась с тридцатью моряками. Но 16 июня случилась трагедия, на очередном испытании лодка затонула, погибла большая часть экипажа. Беда случилась не по техническим причинам, сработал «человеческий фактор».

 После ремонта «Дельфин» переместили на Дальний Восток. К исходу декабря 1904 г. во Владивостоке сосредоточились шесть подводных лодок отечественной, американской и немецкой постройки. Этот отряд подводных миноносцев, в ходе русско-японской войны стал основательным «фактором сдерживания» для японских адмиралов, намеревавшихся атаковать Владивосток.

 Именно с него началось зарождение русского подводного флота, заявившего о себе как о реальной силе в годы Первой и Второй мировых войн. Сегодня подводный флот России уверенно защищает интересы Отечества в мировом океане и умеряет агрессивный пыл потенциального противника.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>