Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк

Координаты: N45°20’49″; E32°29’39″

Мыс Тарханкут находится на западном побережье Крымского полуострова. Мыс знаменит тем, что на нем возвышается один из самых старых маяков Крыма, которому почти двести лет – Тарханкутский маяк. С давних времен мореплаватели называли это место «Мыс Бурь», так как в прилегающей акватории морские суда часто терпели крушения во время штормов. Как предполагают ученые, первое сигнальное сооружение было построено на Тарханкуте еще древними греками. Если оно и существовало, то от него ничего не осталось. Зато археологи обнаружили рядом с поселком Оленевка руины поселения эпохи раннего средневековья, среди которых выделялись развалины массивного строения из камня, которое, скорее всего, когда-то было башней-маяком.

История современного Тарханкутского маяка, занимающего место среди самых известных достопримечательностей Крыма, начинается в 1814 году. Работы по возведению маяка продолжались три года. Летом 1817 года башня начала функционировать – сразу после установки масляной лампы. В первой половине позапрошлого столетия работы по обслуживанию маяка выполняли одиннадцать матросов. Они подчинялись смотрителю, который назначался из морских офицеров, вышедших в отставку. Позднее в штате появились телеграфисты.

Сигнальная башня конической формы была выложена из инкерманского белого известняка. Высота маяка – 38 (тридцать восемь) метров. На верхней площадке находился деревянный фонарь высотой почти 3,5 (три с половиной) метра. Он имел форму десятиугольника. Наверх вели 142 (сто сорок две) ступени массивной винтовой лестницы из чугуна. Лестница проходила через пять площадок-этажей, оснащенных квадратными световыми окнами. Внутри башни также были служебные и жилые помещения. Первая лампа заправлялась сурепным маслом. Она была оснащена пятнадцатью фитилями, на которые были надеты рефлекторы.

В 1824 г. лампу установили на вращающийся барабан. Ей пользовались вплоть до 80-х гг. 19 века. Затем на маяке появилась керосиновая лампа, укомплектованная более совершенной линзой, а также телеграфная установка для связи с кораблями. В 1862 г. маяк полуострова Тарханкут обзавелся самым современным по тем временам оборудованием. На башне установили диоптрический прожектор – самый мощный на всем Черноморском побережье. Прибор имел дальность почти 12,5 морских миль. Он хорошо освещал район акватории между мысами Урет и Прибойный.

Керосиновая лампа светила ярче масляной, но имела и существенный недостаток. Керосин давал обильный нагар, который следовало удалять два раза в течение ночи. Маяк приходилось гасить примерно на 12 минут. Но даже за это время успевали происходить кораблекрушения. В 1881 году Тарханкуткий маяк стал первой сигнальной башней, на которой успешно опробовали новую керосиновую лампу с возможностью очистки фитилей без тушения света. Через три года на полуострове Крым появилась и первая сирена для подачи сигналов кораблям во время туманов, которые на Черном море не редкость. Ее привезли из Англии и установили на мысе Тарханкут рядом с маяком. Раньше для ориентирования судов с берега в туманную погоду применялся колокол, а затем наутофон – простое устройство, издающее резкие звуки высоких тонов.

В прошлом веке башню несколько раз модернизировали. Во-первых, она была электрифицирована, и необходимость в использовании керосиновой лампы отпала. В 1934 году важный стратегический объект и одна из главных архитектурно-исторических достопримечательностей Тарханкута была оснащена радиомаяком, способным посылать сигнал на 300 километров. В 1970 году осветительная система была в очередной раз улучшена. В настоящее время маяк оборудован световым устройством и звуковой сиреной современного образца. Это уже не просто сигнальная башня, а настоящий комплекс. Помимо звуковой сирены, светового и радиомаяка там имеется радионавигационная станция со средним радиусом приема и передачи сигнала. Отдельно располагаются основная электрическая подстанция и резервные электрогенераторы. У Тарханкутского маяка есть брат-близнец. Он находится в легендарном городе Херсонесе.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>