Железнодорожная станция

История поселка Афипский

История поселка Афипский охватывает сразу несколько временных периодов. Давайте рассмотрим каждый из них.

Древность

В древности здесь пролегала часть Великого Шелкового пути от Анапы до Кабарды. Это факт всегда привлекал горцев в поисках наживы.

Кавказская война

В начале 19 века Россия на Северном Кавказе вела миротворческую политику пытаясь прекратить распри среди местного населения, которое занималось грабежом, разбоем и работорговлей. От набегов горцев страдали не только соседние племена и кланы, но и казачьи поселения. Казакам, стоящим на страже на правом берегу Кубани, было запрещено переходить на левый берег с карательными операциями, что диктовалось напряженной обстановкой во взаимоотношениях с Турцией. Однако, после трагического нападения шапсугов на Тиховскую батарею с уничтожением всех ее защитников, Российским правительством было принято Разрешение на проведение карательных экспедиций. Для обеспечения контроля над указанными территориями, было принято решение о возведении казачьих кордонов для отпора горцам. На правом берегу реки Афипс в районе нынешнего железнодорожного моста через брод Ергикой-Кигор, в 1810 году была построена Федоровская батарея, от имени генерал-майора Федора Яковлевича Бурсака, руководившим обороной южных рубежей России. Расположение укрепления было выбрано не случайно. Проходившие в этом месте караванные дороги и тропы использовались с древнейших времен. Можно сказсть. Что так был заложен первый камень в основание современного поселка Афипский.

Это место являлось стратегически важным местом обороны от набегов горцев. Наличие такого препятствия не позволяло горцам и поддерживающих их туркам безнаказанно передвигаться и осуществлять грабительские набеги, как на казаков, так и на местных жителей. И уже в 1812 году гарнизон батареи смог отразить черкесское нападение. Однако, вскоре, под воздействием политических обстоятельств, батарея была срыта до основания и гарнизон покинул место дислокации.

И только по прошествии 18 лет (в 1830 году) российские казаки вернулись на это место и основали другое укрепление — Георгие-Афипское, но уже гораздо южнее современного поселка Афипский. Закладка форта была осуществлена отрядом Кубанского Казачьего войска под предводительством атамана А.Д.Бескровного.

За это время черкесы, почувствовав свою безнаказанность, возобновили разорительные набеги на соседские племена и правобережье Кубани на казачьи станицы и укрепления. В ответ на грабежи и набеги, Черноморские войска вынуждены были организовать карательные экспедиции на непокорных черкесов.

Основным опорным пунктом российских войск стало укрепление Георгие-Афипское, представлявшее собой земляной вал, обнесенный рвом. Река защищала укрепление с двух сторон. И только третья сторона требовала укрепления, здесь казаками был устроен бастион – он смотрел в северо-восточном направлении. Укрепление входило в состав Черноморской кордонной линии, протянувшейся вдоль всего Кавказа. На территории Георгие-Афипского находились церковь, полугоспиталь и продуктовый магазин.

Более 25 лет существования бастиона Георгие-Афипского позволило стабилизировать военную обстановку в данном районе. Однако в 1855, в период Крымской войны, для предотвращения осады редут был разрушен, а гарнизон выведен на правый берег Кубани.

Станица Георгие-Афипская (XIX век — начало XX века)

И только после окончания Кавказской войны в 1865 году рядом с бывшим оборонительным пунктом укреплением была основана одноименная станица Георгие-Афипская. Более удобные земли для мирной жизни располагались ниже военного укреплений, на другом берегу реки Афипс. Прикомандированный военный топограф составил план и разметку будущего населенного пункта. Поселялись в Георгие-Афипской в основном семьи казачьего сословия. И только гораздо позже ( в последней четверти XIX века) в станице появляется пришлый люд не из казаков. Переселяются в основном семьями в поисках лучшей доли.

Идет мирная жизнь, В следующем году (1866) станичники закладывают церковь в честь Георгия Победоносца. Администрация станицы располагалась в деревянном доме, покрытом соломой. В этом же здании учили детей грамоте. В зимнее время для сугрева топили две печки. По мере роста благосостояния сельчан здание оштукатурили белой глиной.

Управлялась станица представителями военной власти. Администрация состояла из начальника и двух писарей. Во исполнения указов администрации, в станице существовала и судебная власть.

После окончания Кавказской войны и упразднения в 1871 году Псекупского полка, Кубанская область была разделена на уезды, каждый уезд имел право самостоятельно избирать атамана. Пользуясь этим правом, станичники Георгие-Афипской самостоятельно выбирали своего атамана.

Через станицу пролегала дорога Екатеринодар — Тамань. Для переправы через Афипс станичники содержали паром.

В связи с изменением административного деления юга России в 1876 году станица Георгие-Афипская вошла в состав Закубанского уезда, а в 1886 году уезды были заменены отделами и станица стала принадлежать Екатеринодарскому отделу.

Огромный рывок развитию станицы дала ветка железной дороги Екатеринодар — Новороссийск которая пролегла рядом с населенным пунктом. С началом курсирования поездов в станице начали развиваться различные мелкие предприятия, которые занимались торговлей, специализировались на хлебе и лесе. Здесь же появляется филиал Екатеринодарского Общества Взаимного Кредита.

В 1891 году происходит реформа местного самоуправления.

В состав управления входили: станичный сход, атаман, станичное правление и суд. Сход станичников, как правило, проходил в воскресные дни. Для принятия решения достаточно было присутствие 2/3 селян. На сходах решались наиболее волнующие вопросы станичников, такие как, использование общих денег, разделе земельных паев, назначение ссуд и изгнание аморальных и порочных жителей. Здесь же избирался атаман, основной обязанностью которого являлось соблюдение правопорядка в станице.

В станичном правлении находились поименные списки гражданских и военных станичников и ведомости земельных угодий.

В Георгие-Афипском не было почтовой конторы, поэтому для отправления и получения различной корреспонденции три раза в неделю назначенный нарочный получал или сдавал ее на Екатеринодарском почтамте.

Дальнейший рост экономики Российской империи отразился и на Георгие-Афипском. Рядом с железной дорогой отстраивается нефтеперегонный завод. Помимо него в станице работали мельница, маслозавод, кирпичный и поташный (переработка стеблей подсолнечника) заводы. В связи с близостью лесных массивов, был построены лесоперерабатывающие предприятия.

В Георгие-Афипской работал фельдшерский пункт. Для обеспечения жителей водой в станице было вырыто 4 (четыре) колодца.

В начале 20 века в станице Афипской были построены мосты через реки Афипс и Убин. В это же время вдоль дорог были проложены деревянные тротуары для пешеходов.

Памятник героям ВОВ

Памятник героям ВОВ

Первая мировая и Гражданская войны

Мирное течение жизни было прервано Первой Мировой войной. Многие казаки, ушедшие на войну, не вернулись в родную станицу.

Еще более трагические события происходили в Георгие-Афипском в период становления Советской власти и Гражданской войны. Остро стали проблемы классовой борьбы между кубанскими казаками и переселенцами. Сильное расслоение кубанского общества на бедных и богатых стало предпосылкой ожесточенных боев. Ни у кого не было перевеса в силе и сторонниках, ни у белых, ни у красных.

Кровопролитные бои велись на левом берегу Кубани на западных окраинах Екатеринодара. Первое наступление Красной армии в начале 1918 года было остановлено белогвардейцами около Энема и Георгие-Афипской.

Первоначально войсками белогвардейцев командовал генерал от инфантерии Лев Георгиевич Корнилов, а позже генералы Антон Иванович Деникин и Петр Николаевич Врангель.

Кровопролитные бои прекратились только летом 1920 года. Поражение Белой армии было обусловлено рядом причин:

1. возврат земель помещикам, чем вызвали недовольство крестьян и казаков,

2. карательные рейды, погромы и расстрелы всех несогласных,

3. действия Белой армии не были согласованы между собой, что и предопределило их поражение.

Большинство населения, втянутое в войну, стали ее невольными жертвами.

Однако, Советская власть смогла сплотиться и установить свою власть на Кубани.

В 1920 году в станице Георгие-Афипской был создан Совет казачьих депутатов, который решал назревшие проблемы жителей станицы.

Дальнейшее мирное развитие станицы продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной Войны.

Великая Отечественная война

В первые дни начала войны были призваны в армию большинство мужчин призывного возраста. В станице остались в основном старики, женщины и дети.

С фронтов поступали все более трагические новости об отступлении Красной Армии. И уже весной 1942 года стало ясно, что фронт придет и в район Георгие-Афипской.

Началась эвакуация заводов и образование партизанских отрядов. В ночь с 12 на 13 августа 1942 года в станицу вошли части вермахта. Немецкой военной комендатурой был введен строгий комендантский час. Начались массовые аресты и расстрелы мирных жителей. Были закрыты все школы, клубы и библиотеки.

Немцам очень досаждали партизанские отряды, что вынуждало их держать часть воинского контингента в поселении. Одним из наиболее эффективных оказался партизанский отряд под руководством Петра Карловича Игнатова с позывным «Батя». В отряде находились и двое его сыновей Евгений и Гений (Геннадий). И именно в районе железнодорожного узла станицы Георгие-Афипской 10 октября 1942 года они погибли при минировании железнодорожного полотна. Взрывом были пущены под откос паровоз и 25 вагонов, а на автодороге подорвались 2 грузовика и 2 бронемашины. Урон личному составы немцев превысил 500 человек. Обоим братьям Игнатовым было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. На месте их гибели установлен монумент, рассказывающий о подвиге юных героев.

И только, 14 февраля 1943 года в результате ожесточенных боев в тяжелейших условиях и распутице, окончилась оккупация станицы Гергие-Афипской.

В память о тех трагических моментах истории станицы установлен обелиск в память о погибших за освобождение станицы Георгие-Афипском.

Послевоенный период

Сразу после освобождения остро стал вопрос о восстановлении поселка. Была открыта школа и начаты занятия. Начали восстанавливаться колхозы. В тот момент их было четыре — Аврора, Заветы Ленина, Ленинский путь и имени Сталина. Не было техники для обработки полей. И все же, стараниями жителей мирная жизнь постепенно возвращалась в станицу. Была засеяна часть колхозных полей, а осенью собран урожай.

Постепенно, с большим трудом, были восстановлены все довоенные посевные площади. И уже к концу войны, сельское хозяйство Георгие-Афипского было восстановлено полностью. А 1950 году четыре колхоза были преобразованы в одно хозяйство — Аврора.

Во второй половине 50-х годов начинает быстрыми темпами развиваться промышленность. В 1948 году был построен Афипский хлебокомбинат. Крупнейшее предприятие Афипского — Нефтеперерабатывающий завод, основанный в 1963 году. С его строительством и привлечением специалистов в Афипском начинается активное жилищное строительство и развитие объектов инфраструктуры. Были построены дом культуры, поликлиника, больница, детский сад и школа.

К промышленным предприятиям Афипского относятся: ТЭЦ, Лесокомбинат, Мотороремонтный завод, Автобан, СтройТЭК, завод ЖБИ и многие другие.

В 1958 году по решению краевого Совета депутатов станицу Георгие-Афипскую переименовывают в рабочий поселок Афипский.

В период перестройки с 1991 года управление поселка осуществляет Афипская поселковая администрация.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>