Долина Гебидон

Долина Гебидон (дневник похода 3 к.с. — 16.07.2023)

Проснулись мы все ровно за 3 (три) минуты до будильника. Мое предложение доспать до звонка было встречено молчаливым одобрением. Я открыл полог палатки. На законный вопрос Саши: «Что показывают?» — пояснил, что вижу стадо туров, скачущих на самом высоком гребне рядом с нашим вчерашним перевалом в невообразимо прекрасной солнечно — голубой выси. Как следует проснувшись и вылезши из палатки на свет Божий, мы обнаружили в каком хаосе камней, льда и снега мы умудрились вчера приютить нашу палатку. Буквально, кроме пяточка 3 на 2 метра, места больше не нашлось бы даже для мухи, сдуру вздумавшей залететь сюда.  Запасшись медлительностью и вальяжностью, мы решили, как можно скорее, спуститься к турбазе «Порог неба», около которой в одном из домов мы оставляли свою закладку, еще перед началом похода. В этом доме мы хотим отдохнуть, переночевав в тепле под крышей и высушить вещи.

Без завтрака, под рюкзаками начинаем движение. Анна, как всегда впереди — ведет разведку пути. Камни громаднейшие, 2-5 метров. Ищем дорогу между ними, грунт под ногами рыхлый, не устойчивый, не стабильный, проседает. Движемся, обходя и лавируя. Через центр морены пройти не смогли, взяли правее к борту ледника у склона, нормально. По треку, проложенному Сашей до местного ледникового озерца метров 600. Дошли быстро, озерцо вытянутое, с островками из камней, берега не стабильные, лед в перемешку с мореной, часто слышны маленькие обвальчики грунта в воду. Вода мутная. Солнце светит, камни обваливаются в воду, дошли до нижнего берега озерца, устроили обед. Мамалыга, какао. Иногда облака, застилающие все вокруг, расходятся и открываются настолько сногсшибательные виды и пейзажи, что не хочется никуда уходить, а только сидеть и созерцать. Облачные завихрения, спирально закручиваясь поднимаются к гребням снежных перевалов и утягиваются через них в соседние долины. Солнышко в разрывах облачности все чаще пробивается своим сверкающим ликом. Моем посуду, собираемся, одели очки, пошли.

Собираем лагерь

Площадка под палатку на морене

Утро. Горы проснулись

По этим ледяным кручам мы вчера спускались

Уходим вниз долины

Наконец выходим на берег живописного озера

Туман уходит. Открывается фееричная картина

Путь вниз долины ниже озера

Постепенно камни сменяются альпийскими лугами. Устроили привал. Наслаждаемся "зелёнкой" и отдыхом

Постепенно камни сменяются альпийскими лугами. Устроили привал. Наслаждаемся «зелёнкой» и отдыхом

Колокольчики

Ирисы

По морене сваливаем в первый кулуар справа вниз, почти сразу туча уходит, становится тепло, заканчиваются камни и снег, начинаются альпийские луга. Все в цветах, травах, запахи жизни чувствуются все сильнее. Ароматы цветов заполняют легкие. Идем без тропы, ниже, ниже. Ниже. Со всех сторон стоят в венцах облаков белеющие снегом пики и гребни. Вдали внизу в зеленой зоне виднеется строение неопределенного размера – кош, рядом вроде несколько разноцветных палаток, кто-то ходит. Еще дальше внизу крыши зданий, где-то там база «Порог неба», к которой мы стремимся. Остановились в зоне альпийских лугов, скинули рюкзаки, отдыхаем, фотографируемся.

У палаток туристы, в том числе из Челябинска, 7 человек, пообщались, нашли тропу и вниз. Тропа сложная, извилистая, кусты, камни, резко падает вниз. Текущий вдоль тропы ручей образовывает множество чудных водопадов. На тропе попадаются следы медведя. Кругом цветущие рододендроны, можжевельник, множество цветов. Впереди, за ущельем Урух, где турбаза нас ждет, вздымается в небеса другая горная область Осетии – Суганские Альпы. Они более высоки, круты, остры.  Нам пока не туда. Прошли по тропе несколько видовых площадок., водопады, ущелья. Проходя по густому лесу, на склоне замечаем спрятавшееся в кустах строение — погранпост.  Интереса к нам никто не проявляет. Далее подвесной мост через реку, проходим его по очереди, с дистанцией 10м, он раскачивается над бурлящей водой.  У входа на мост нас встречает муляж пограничника. Еще через 200 м внезапно выйдя на остатки зимней горнолыжной трассы нас встречает уже пограничник настоящий – проверка документов и счастливого пути. Он уехал.

Под дождем пару километров быстрым шагом, через территорию базы «Порог неба», входим на поляну Таймази. Еще немножко, мимо пруда с рыбами, мимо загона для стада пятнистых оленей, объевших все растения и кусты у себя за забором, мимо отдыхающих мужчин выскакивающих из срубов добротных бань и бросающихся в глубокий пруд с проточной синей водой, мимо длинных заборов и альпийской архитектуры зданий — выходим изнутри к воротам, к хмурому охраннику «Порога неба».

– Здрасьте!

Живописные вершины сопровождают нас по долине

Уходим вниз долины. На горизонте Суганские альпы

Со скал спускаются водопады

Чем ниже спускаемся, нем грандиознее становятся падуны

Охраняется макетом пограничника

И через 100 метров подходим к нашему пристанищу на ночь – нескольким корпусам с верандами и лестницами, проходим во двор. Хозяйка с подругой на веранде, нас помнят… Заселились, помылись, переоделись в сухое и теплое. Анна по телефону, данному хозяйкой Земфирой заказала у местных 2 (два) осетинских пирога: один с мясом, второй со свекольной ботвой и сыром. Будут готовы через 2.5 часа. Пока сушим вещи.

Гонимый жаждой, я сбегал за пивом в местный магазинчик, где еще купил осетинский сыр. После меня туда же побежала Надя, вернулась с местным кефиром Чабан и одним килограммом сахара. Мне хорошо. Под пиво пишу хронику. Аня в большой столовой на первом этаже готовит борщ. Идет проливной дождь. Попробовали сыр. Понравился всем. Я сходил к воротам и забрал 2 (два) привезенных еще горячих пирога, спросил привезшего пироги парнишку, как бы нам завтра забросаться повыше в горы в сторону Кабарды и реликтового болота. Он предложил лошадей, по 5 тысяч за лошадь. Мы отказались. Поужинали с пирогами и заваренным Сашей фирменным натуральным кофе, очень вкусно. В столовую, где мы обедаем периодически заглядывают местные, то спичек попросить, то телевизор включить. Интересуюсь про заброску нас в горы. Пока не определенно отвечают, обещали узнать и сообщить. В местном магазине, где брал пиво и сыр поделились информацией, что на завтра прогноз погоды хороший. Пока что проливной дождь. С Сашиного телефона звонил Оле, разговаривали, слышал Борю, Глеба и маму. Всем привет. Все хорошо, ложимся спать.

0 ответы

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!