Индивидуальные экскурсии

10 качеств хорошего гида

Материал для гида (экскурсовода)

Вы согласны, что хороший гид — это «универсальный солдат»?! Давайте попробуем определить 10 качеств хорошего гида (экскурсовода, инструктора) и ответить на вопрос — «как стать хорошим гидом?».

1. Гид должен быть харизматичным:

Гид это стержень экскурсии (программы). Он один, а вот группа может быть представлена и единственным экскурсантом, и двумя, и тремя людьми, а может от туристической фирмы прийти на экскурсию и 20 (двадцать), и 50 (пятьдесят) человек. Каждый человек в туре ищет информации, но наряду с потоком дат, цифр и фактов турист хочет получить положительные эмоции, немного развлечься, разнообразить свой отдых. В результате гиду нужна харизма. Много-много харизмы.

Харизма может прийти естественным путем… но чаще она появляется с опытом и практикой. Каждый день на программах ищите возможности очаровать своих туристов. Кроме того, в зависимости от состава туристической группы подумайте заранее стратегию и тактику экскурсии, возможности и ходы программы, поэкспериментировать с различными приемами во время тура, чтобы выяснить оптимальную тактику, чтобы захватить внимание Ваших слушателей и порадовать своих туристов.

 2. Вы должны хорошо владеть материалом:

Вы можете быть самым харизматичным гидом в мире, но если вы не знаете свой материал, то быстро потеряете аудиторию. Работа гида — это, помимо всего прочего, обязательное кредо точно знать, о чем он говорит. Что означает: любые факты, цифры и детали могут быть подвергнуты сомениям туристов, могут вызвать уточнения и дополнительные вопросы.

Убедитесь, что вы знаете все, что вам нужно знать, и всякий раз, когда вы отвечаете на вопрос, брошенный Вам кем-то на Вашей экскурсии, подумайте о том, как вы ответили на него, и, возможно, вы можете ответить лучше в следующий раз поработав над материалом.

 3. Гид должны быть коммуникабельным:

Если вы очень хорошо осведомлены в своей тематике и одинаково харизматичны, но вы не взаимодействуете со своей группой, это оставляет у туристов чувство, что они следуют за своим учителем истории. Через какое-то время возникнет неловкая атмосфера лекции с односторонним общением со стороны экскурсовода. 

Отпуск – это не сидение и слушание лекций других людей, а общение и встречи с ними. Это могут быть попутчики или люди, создающие экскурсии или мероприятия. Убедитесь в том, чтобы взаимодействовать с людьми с которыми Вы работаете, это сделает их поездку запоминающейся.

 4. Хороший гид — отличный рассказчик:

Люди любят слушать об истории города или факты о ледниках, но они также очень, очень любят слушать бытовые истории из жизни. Так как Вы постоянно работаете в туристическом бизнесе, скорее всего, у вас есть один или два случая из собственной практики чтобы рассказать о месте где Вы сейчас проводите экскурсию, поделиться необычным фактом или городской легендой, возможно, прочитать стихи…

Самое главное! Такие рассказы — это не традиционный материал. Они добавляют красок, живости и одухотворенности повествованию.  Продолжительность изложения, наличие панчлайнов выбирается в зависимости от места, времени и аудитории. Гид должен точно знать, когда собирается вставить в рассказ такой живописный фрагмент, четко регламентировать время изложения и привязку к достопримечательностям. После нескольких экскурсий Ваше художественное дополнение изложения ляжет в текст и будет смотреться органично и весьма кстати.

 5. Качества организатора:

Время (тайминг экскурсии) является ключевым правилом, когда Вы ведете программу. Группе нужно быть в определенных местах в определенное время, каждая локация занимает определенное время. Если Вы выбиваетесь из графика, Вы можете разрушить всю запланированную на день программу.

Посмотрите на свой маршрут и убедитесь, что знаете, где и когда Вы должны быть. Затем, каждый день, когда находитесь на объектах показа, замерьте временные промежутки, проведенное там, и решите, было ли количество времени, проведенного на объекте, достаточным, либо вам нужно больший или меньший интервал на данные локации?

Кроме того, гид (экскурсовод) отвечает за входые платы, билеты и пропуска на территорию объектов. Скорее всего Вам надо позаботиться о документах заранее, чтобы не задерживать группу на маршруте.

Организационные качества гида являются ключевыми и определяют успех экскурсии практически наравне с п.2.

6. Гид просто обязан иметь хорошее чувство юмора:

Вам не нужно быть стендап-комиком, чтобы быть гидом, но возможность оживить путешествие шуткой, мимолетной репризой, безусловно, помогает в работе. Не делайте ошибку! В то время как высмеивание одного из членов вашей группы может быть рискованным и нарушить микроклимат замкнутого коллектива, высмеивание себя — это один из способов, которым вы можете попытаться вызвать улыбку у своих туристов.

Другие методы разрядить обстановку могут включать смешные истории, шутки, беззаботные рассказы о жизних или использование смешной ситуации на месте.

 7. Гид - это чуткий и толерантный человек:

В ходе работы Вы сталкиваетесь с различными туристами — все они люди со своими проблемами и менталитетом, и, иногда, случаются ситуации когда Вы вынуждены находить компромисы в общении. В этих случаях ключевым является сопереживание.

Вы можете иметь дело с кем-то, кто только что услышал плохие новости из дома, или тем, кто имеет определенную фобию, или даже инвалидность. Просто знайте, что с немного большим сочувствием, гораздо проще понять оппонента и решить проблему. 

8. Задумайтесь о мелочах:

Случается, спланированный день гида летит в тартарары и непредсказуемые детали так и лезут со всех сторон. Погода может быстро измениться, все может сломаться, ваша туристическая группа может сильно отличаться от предыдущей. Очень важно быть гибким, подготовленным и мастером импровизации. Запланировать такие ситуации практически нельзя, они не поддаются систематизации. 

Один из способов быть готовым ко всему — это максимально собрать необходимые вещи заранее. Возьмите удобную аптечку, дождевые пончо, запасной маршрут тура, если вам нужно что-то изменить. Подготовившись заранее Вы гарантируете, что Ваши туристы получат запланированную программу в полном объеме.

 9. Гид (инструктор)  — живой компас:

Гид (инструктор) должен хорошо ориентироваться в пространстве. Это может показаться очевидным, но некоторые люди не имеют естественного чувства направления или могут потеряться в стрессовой ситуации. Вы никогда не знаете, когда вам может понадобиться уйти с маршрута, поэтому хорошее чувство направления является ключевым.

Но не только к загородным маршрутам по необорудованному рельефу может быть применено это правило. Любой гид знает на какой район его ангажируют. Отвечая на вопросы:

  • Где взять машину напрокат?
  • Где находится кабинет врача?
  • Куда пойти на ужин?

Вы создаете комфортную среду для туристов, делая их отдых более разнообразным. 

 10. Гид должен любить свою работу:

Если Вы не в восторге от того, что делаете, то выбор работы экскурсовода (гида, инструктора-проводника), вероятно, не является правильным. Клиенты платят за незабываемый опыт и впечатления. И они не должны ощущать что данный тур у Вас не первый, а 10001 и Вы настолько устали от даннной программы, что своим монотонным рассказом и всеми действиями вызываете антоганизм и скуку у туристов. 

Настоящая страсть к тому, что вы делаете, действительно видна невооруженным глазом, поэтому всегда помните, этим надо делиться с вашими клиентами. Вы увидите, что именно это качество указывают туристы в своих отзывах!

Инна Пузанова

Инна Пузанова

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>