Возрождение балачки. За и против.
Новый год принёс неожиданный подарок юным жителям Краснодарского края – идея возродить балачку – традиционный язык кубанских казаков. Патриоты Кубани обеспокоены тем, что носителей этого языка становится всё меньше и меньше, он уходит в историю вместе со старшим поколением. Чтобы пообщаться с ними, подчас приходится ехать в довольно отдалённые уголки этой части нашей страны.
Уже и азбука готова, причём, даже в трёх вариантах. Создали и базу для преподавания кубанской азбуки. Единственное, чего недостаёт – одобрение департамента образования Краснодарского края. А в настоящее время в рамках факультатива уже идёт Кубановедение.
Но, согласно мнению, выраженному пользователями Интернета на форумах и блогах, это благое стремление на самом деле не такое уж и благое.
Многие считают изучение балачки в школах пустой тратой времени. Здесь есть своя доля правды: вряд ли этот диалект пригодится тем, кто не будет связывать свою жизнь с историей родного края и филологией.
Другие опасаются, что «шоканье и гэканье» забьют литературную русскую речь детей и создадут сложности в дальнейшей жизни тем, кто выберется за пределы региона. Как известно, диалекты ощутимо режут слух носителям «официального» русского языка и не входят в рамки грамотной речи.
Приверженцы идеи возражают: «Ну, если так рассуждать, то можно не преподавать и литературу, и историю, за кажущейся ненадобностью…». Безусловно, по-своему они тоже правы. Историю родного края нужно знать.
Но, принимая в расчёт старательность и добрые намерения наших школьных педагогов, есть причина опасаться добровольно-принудительного (а если начистоту – полностью принудительного) преподавания «родной кубанской речи» детям, чем в свою очередь обеспокоены филологи.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!