Тактика похода
Тактика коммерческого похода — это основное умение организатора похода: организовать поход, предусмотреть нестандартные (форс-мажорные) ситуации, запасные и аварийные варианты маршрута, учесть человеческий фактор, а так же умение решать возникающие задачи и проблемы в процессе похода.
В спортивном туризме тактика похода — это искусство выбора оптимального (с минимальными затратами материальными, физическими, психологическими) способа решения задач, возникающих на маршруте.
Тактика бывает индивидуальная и групповая.
Время принятия тактических решений
Успех мероприятия зависит от времени принятия тактических решений.
Принятие тактических решений на стадии организации похода приносит 70% успеха мероприятию.
Пример: на стадии подготовки укладывается рюкзак — классический пример тактической задачи.
Принятие тактических решений в походе определяет 30% успеха мероприятию.
Пример: в походе есть около 2 (двух) часов от завершения постановки лагеря до отбоя. Как занять время (разжечь костёр, достать гитару или выспаться пару лишних часов) — это решение тактической задачи.
Чеклист — вопросы решаемые ДО похода
Система оценки рисков и принятия решений
Суть метода — найти простой баланс благоприятных и неблагоприятных факторов среди объективных условий (факторов) созданных природой и субъективных условий (факторов) зависящих от человека.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР (планирование)
Поход с альтернативой выбора и графиком (планом)
Условия
Особенности климата данной местности.
Сезон. Прогноз погоды.
Уровень воды в реках.
Отчёты туристов.
Сводка МЧС
Рельеф
Какой рельеф ожидается (осыпи, снег, лёд, состояние тропы)? Возможность заблудиться? Наличие у группы акклиматизации?
Построить нитку маршрута, заготовить GPS-трек, запасные и аварийные варианты
Человеческий фактор
Квалификация участников: опыт, здоровье, снаряжение.
Совместная тренировка, сбор контактных данных, регистрация в МЧС, контаты служб, моб/радио связь, страховка.
ЛОКАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР (старт)
Прибытие в район похода. Наблюдения, сделанные в течение дня.
Условия
Оценка текущих метеоусловий, наблюдения за измерением погоды, есть ли предпосылки?
Рельеф
Местность. Сопоставление план-факт. Оценка риска.
Крутизна, сложность, протяжённость.
Безопасные места для привалов (биваков), пополнение запасов чистой питьевой воды
Человеческий фактор
Проверка снаряжения на старте. Самочувствие и настрой.
Предпоходный инструктаж. Контрольное время.
Координация с другими группами.
МЕСТНЫЙ ФИЛЬТР (в походе)
Постоянная оценка риска, выбор пути, меры безопасности, смена маршрута, возвращение
Условия
Отслеживание изменений погоды и соответствующие инструкции для членов группы.
Видимость (туман/темнота)
Рельеф
Возникающие в процессе опасности: камнепады, крутые склоны, реки. Оценка: будет ли реализован риск? Нужна ли организация страховки?
Человеческий фактор
Постоянный контроль: самочувствие, усталость, переохлаждение/перегрев.
Регулировка снаряжения, морально-психологический настрой, дисциплина, питьё и питание, тактика.
Сокращение рисков
на разных уровнях фильтра
Задачи руководителя (гида) на маршруте
указаны в порядке приоритета
Выводы и рекомендации после похода
анализ собственных действий и решений
Руководителю похода обязательно надо вести дневник с анализом собственных ошибок, фиксировать заметки гидов-коллег, разборы несчастных случаев.
На этапе планирования похода организатор старается учесть все нюансы предстоящего путешествия, но порой бывают ситуации которые ты не предусмотрел, а они доставили много хлопот.
Приведем ниже самые распространенные ошибки руководителя:
- Не проверено снаряжение перед многодневным походом
Перед выходом на маршрут всем туристам раздаётся список снаряжения в котором указываются его характеристики. Периодически в поход приходят люди, которые пренебрегают рекомендуемым объёмом рюкзака. Рюкзак меньшего объема — это не возможность положить групповое снаряжение / общественные продукты или необходимость делать навеску личного снаряжения на рюкзак, что в горном походе не допустимо.
2. Не учтён опыт преодоления осыпей у участника похода
Участник имел опыт 2-х недельного похода в зоне среднегорья. При выходе в высокогорную зону выяснилось не умение ходить по осыпям, появились страхи на осыпных участках. Что сильно сказывалось на графике движения группы, привело к отставанию от запланированного тайминга, а человек получил стрессовый опыт.
3. Не запланировать днёвку в многодневном походе
В 10-ти дневном походе была предусмотрена полуднёвка, но из-за отставания от графика ее сделать не удалось. В результате к концу похода темп группы резко упал и самочувствие ухудшилось.
4. Отсутствие инструктажа для новичков
Люди, идущие впервые в горы, не знают элементарных вещей о туризме: нельзя оставлять мусор в горах, надо здороваться со встречными группами на тропе, группа, идущая на спуск, пропускает группу, идущую на подъём. Кто-то берёт с собой продукты в стекле. Задача руководителя похода (гида) до начала маршрута донести до участников прописные истины даже если они кажутся Вам самыми элементарными.
5. Быстрый темп в первый переход
Часто на старте, когда туристы полны сил, первый переход делается на повышенном темпе. Затем группа выматывается и весь оставшийся ходовой день идёт не в радость. Золотое правило — темп первого перехода ни чем не отличается от остальных ходовых дней. Этот факт надо обязательно доносить до участников на инструктаже.
После каждого похода анализируйте свои решения и спрашивайте: