Северный Зеленчукский храм

Северный Зеленчукский храм

Средневековое Аланское государство в X-XIII веках избрало своей верой христианство. По широким караванным дорогам проникало оно от берега Черного моря в глубь материка. Строились в столице Аланского государства храмы, писались иконы. Следы богатства и величия зотчих того времени дошли до наших дней. Немые свидетели былых эпох и былого великолепия – старые архызские храмы заставляют восхищаться матерством и навыкамис средневековых строителей. Главными образцами средневекового зотчества в наше время остаётся комплекс храмов, расположенных на правом берегу реки большой Зеленчук в поселке Нижний Архыз.

Самым помпезным из трёх сохранившихся зданий является кафедральный собор Аланской столицы. Именно его стены первыми видели купцы-караванщики, везущие богатые товары по Шелковому пути из Китая в центр христианства Византию. Ныне имя ему «Северный» храм.

Северный Зеленчукский храм

Северный Зеленчукский храм (Нижний Архыз, Карачаево-Черкесский музей-заповедник)

Архитектурная композиция храма крест, увенчаенный шатровым куполом. Северный храм трехнефный. Алтарь смотрит на восток, согласно древним канонам, повеливающим созидать храм наподобии корабля, продолговато устроенным, на восток обращеным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Кровлю храма поддерживает шесть столпов, западная часть удлинена нартексом и искусно урашена тремя притворами: северным, южными и западным. Два ряда квадратных пилонов расчленяют внутреннее пространство храма на три зоны: северную, центральную и южную. Центральная (алтарная) зона шире боковых. Каждая зона заканчивается соответственно апсидой. Северная апсида – диаконник, южная – жертвенник, а центральная – алтарь. В центре алтаря находился каменный престол. В 1980 году исследователем храма В.А.Кузнецовым на месте престола была найдена пустая яма. Археологические изыскания 1960 года в центральной апсиде обнаружели трехступенчатой Синтон, облицованный коричнево-красной цемянкой. По линии предалтарных столбов интерьер пересекает двухступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма от зала. Вероятнее всего по верху стоял алтарь. От алтарной конструкции на данный момент остался только камень в основании южной стены. Вдоль северной и южной стены наоса были устроены узкие каменные сидения, в северном и южном притворах восточные стены имели культовые ниши в форме полуциркульные. Этот факт говорит о самостоятельном значении притворов в качестве пределов. В нартексе раскопки 1960 года обнаружели остатки крещальни из каменных плит, облицованных цемянкой. До 1961 года в нартексе существовали остатки стены говорившей о наличии лестницы, ведущей на хоры. Аналогичные Северному храму сохранившееся на побережье храмы в Лыхны, Мокве (Абхазия) имеют хоры на втором этаже нартекса, на верх ведёт лестница. Пристройка в юго-западной части не имеющая ни окон ни дверей оставляет вопросы исследователям и археологам о своём предназначении.

Зодчий, ваявший сей храм, в качестве мерной единицы взял за основу подкупольный квадрат. Соразмерность форм достигается соблюдением точных пропорций. Длина храма две меры, ширина храма одна мера, высота – две меры. Соответственно в абсолютных современных единицах размеры храма: длина – 25,50 м, ширина с приговорами 19,50 м, высота около 20 метров, длина с нартексом (без западного притвора) 21 м, ширина без притворов 10,50 метра.

Купол Северного храма

Купол Северного храма

Особое значение Северного храма в истории Аланского государства выдают археологические раскопки в районе объекта. Так в 1940 году около южной стены здания было найдено богатое женское погребение: золотые кольца, серьги с драгоценными и полудрагоценными камнями, мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистника. Общее количество артефактов приравнивают к ста. Историческую ценность имеет одна из золотых нашивок. На поверхности металла выграверовано имя армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах.

Но помимо христианских святынь склеп несет в себе и следы языческих обрядов. Рядом с золотыми украшениями лежал ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви. 

В настоящий момент стены храма девственно белые, но первоначально они были покрыты великолепными фресками. Наиболее сохранившимися к концу XIX века были фрески северной стены и барабана. Первые русские исследователи храма успели произвести зарисовки. Наброски художника-археолога Д.М.Струкова приведены ниже по тексту. Ныне подленники этих зарисовок хранятся в архиве ИИМК. По манере живописи видно, что роспись храма была произведена высокопрофессиональным византийским художником, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Канонические изображения святых и символьное изображение в центре купола Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг – апостолов, разнесших его благодать по всему миру, связано с космологической символикой раннехристианских концепций. 

Исследователи фресок отметили манеру исполнения отличную от традиционного написания росписи стен. Контуры фигур не прочерчивались в сырой штукатурке (графья), а наносились кистью коричневой краской на стену, а затем расписывались другими цветами.

Весьма интересны росписи оконных проемов в апсиде и алтаре: чередование черных и золотых полос, красные треугольники, обводка периметра краской, имитация мрамора. Подобные графические элементы сохранились в византийских княжеских рукописях IХ-Х веков. Думается, глубокий анализ графики покажет местные этнические мотивы в росписи стен.

Роспись оконных проемов храма

Роспись оконных проемов храма

К большой удаче археологов в окрестностях Северного храма следует отнести находку древнерусских складных крестов-энколпионов, говорящую о тесных торговых путях, связывающих Киевскую Русь с Аланским государством.

Древнерусские складные кресты-энколпионы

Древнерусские складные кресты-энколпионы

Энколпион – это нательный крест, состоящий из двух половинок (крест-складень), повторяющих контуры друг друга. Между половинками находится небольшая камера (выемка) для святой реликвии. Две створки креста соединены между собой шарниром. С помещенной во внутрь реликвией крест надежно запечатывался. Навершие креста имело кольцо для ношенияна шнуре или цепи. 

Долго не утихали споры с чине освещения собора. Сотрудниками Карачаево-Черкесского музея-заповедника были произведены исследования, направленные на определение точного азимота собора и привязкой ее положения к датам Юлианского календаря. Полученные результаты позволяют утверждать - храм был посвящён святителю Николаю Мирликийскому и, следовательно, мог именоваться Никольским. Вспоминаем историю. Крещение Алании в 916 году произошло во многом благодаря усилиям тогдашнего константинопольского патриарха Николая Мистика, возможно, что имя собора связано и с этим историческим фактом.

В настоящее время в стенах Северного Зеленчукского храма службы проходят всего лишь раз в году – 6 мая, в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых – Георгия Победоносца.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>