Похоронный обряд

Переход к христианству не был процессом одного дня, несколько столетий на Руси существовало двоеверие. По этой причине похоронный обряд сохранял некую двойственность и не сразу обрёл новую неизменную форму.

На рубеже I-II веков произошёл переход от трупосожжения к труположению, а также отказ от кремации покойников. В церковных произведениях того времени читаем, что отказ от кремации происходит в X-XI веках под влиянием христианской религии. С христианством приходит и мысль о том, что умерший должен покоиться на освящённой церковью земле. 

Так, благодаря археологическим раскопкам стало известно, что в X-XII веках с появлением храмов образовывались и кладбища рядом с ними, и некрополи внутри. Однако, как пишет Нестор, в это же время большая часть населения ещё сжигала трупы, а также хоронила их под курганными насыпями.

Если до принятия христианства для похорон принято было дожидаться пятницы, то после стали хоронить в день кончины или на другой день. Иногда захоронение переносилось на три-четыре дня, но это обычно было связано с перевозками или другими подобными обстоятельствами. 

На похоронах присутствовали только самые ближайшие родственники: присутствие всего племени требовало больших материальных и временных затрат. Кроме того, расцвет феодализма привёл к тому, что кровнородственные связи распались, и при захоронении присутствовали только самые близкие, что привело к упрощению ритуала.

Уже в XI-XIV веках славяне хоронили умерших в гробах; в одном из источников сказано, что гроб епископа по имени Леонтий был «покровен двумя досками». Гроб был всегда строго прямоугольной формы, крышка могла быть плоской, двускатной или сводчатой. Гроб изнутри промазывали смолой, чтобы оттянуть процесс гниения тела, особенно это было необходимо при перевозке. Святых хоронили в раках – это каменные или деревянные сооружения для хранения останков, располагавшиеся в храме.

Крест как атрибут христианской религии стал обязательным. Он теперь присутствовал не только над могилой, но и на погребальных сооружениях (гробах, саркофагах). Важно было также, чтобы на покойном был нательный крестик. Курган стал необязательным этапом обряда и вскоре сошёл на нет, уступая место небольшой земляной насыпи над могилой. 

Несмотря на стремление церкви к искоренению всех языческих обычаев, тризна сохранилась и после принятия христианства. Типичными для тризны были блины, кисель и кутья, поминальные песни и пир. Иногда тризна совершалась с участием священника, читавшего молебен.

До нас дошло описание похорон князя Владимира Святославовича. Сначала люди разобрали стену, потом завернули тело в ковёр, положили его на сани и отвезли в храм Святой Богородицы. Считалось, что покойник, который уйдёт из этого мира обычным способом, будет тревожить живых, поэтому разбирали стену. 

Сани для перевозки усопшего использовались в любое время года как спокойный, неизменно траурный вид транспорта. Обычай хоронить человека в позе зародыша с приходом христианства ушёл в прошлое – теперь человека клали в гроб в позе спящего на спине.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>