Лидерство в несхоженной туристической группе
Процесс коммерциализации туризма зеркально перевернул ситуацию, существовавшую в СССР: пышным цветом расцвели все его виды, кроме спортивного. Упадок был обусловлен конкуренцией со стороны других видов туризма, появлением альтернативных способов познания мира и коммуникации, сменой этических и эстетических приоритетов общества и т.п.
Не последнюю роль сыграло то, что теперь в большинстве случаев на маршрут выходит группа-конгломерат: незнакомые друг с другом люди, никак не принимавшие участие ни в подготовке, ни в планировании похода, зачастую не способные оценить собственную готовность к прохождению маршрута. Резко возросла нагрузка на руководителя – за счёт коммерческой направленности похода, непредсказуемости психологической атмосферы в группе. В такой ситуации особенно остро стоит проблема лидерства в группе.
Естественное структурирование группы
Процесс формирования группы начинается с первых минут знакомства. Сразу можно уверенно выделить людей некоммуникабельных. Разумеется, лидеров среди них ожидать не стоит.
Также легко опознать членов группы, ставших «центрами кристаллизации» микрогруппировок внутри неё. Это люди с выраженными лидерскими задатками, однако, не всегда с претензией на лидерство.
До начала похода редко удаётся определить, насколько стойкими будут микрогруппировки. Руководителю следует внимательно отслеживать туристов, последовательно «кочующих» от компании к компании, а также людей, ставших причиной распада группировки. Также, лишь в пути выделяются люди, решительно антипатичные группе или заметной её части. Среди этих трёх категорий следует ожидать претендентов на лидерство, однако не всегда – с реальными лидерскими качествами и перспективами.
Распределение задач и руководства
Устойчивые микрогруппировки руководитель похода должен использовать при распределении задач. Всё более и более усложняя их, он в итоге передаёт лидерам группировок контроль над отдельными сферами жизнедеятельности группы, оставляя за собой лишь общее руководство, а также признаёт и направляет их лидерский талант, избегая конфликтов между группировками и посягательств на собственный статус.
Членам группы, последовательно переходящим из одной микрогруппировки в другую, стоит попытаться поручать задачи, требующие единоличного выполнения. Тем самым предполагаемые неудовлетворённые лидерские притязания будут отчасти удовлетворены, предполагаемая низкая самооценка – повысится. В случае неуспеха подход к такому туристу должен быть аналогичен подходу к некоммуникабельным: повышенное внимание, вовлечение в мероприятия, требующие участия всей группы, привлечение в помощь микрогруппировкам, решающим задачи «по своему профилю».
И, разумеется, следует жёстко пресекать стремление к лидерству, выражающееся в деструктивной форме.
Стиль руководства
Жёстко авторитарный стиль руководства несхоженной группе не нужен, поскольку низка категория сложности похода. Впрочем, в сугубо коммерческой группе он зачастую и невозможен. Незапланированные, возникающие в течение похода проблемы, не угрожающие безопасности людей, следует решать по возможности коллегиально.
В отдельных сложных ситуациях руководитель должен быть готов принять решение единолично, а группа – безоговорочно подчиниться ему. И именно в таких условиях охотнее всего проявляют себя деструктивные лидеры. Их действия будут направлены на раскол или захват лидерства в группе, но вряд ли – в микрогруппировке. Поэтому руководитель должен максимум внимания уделять именно микрогруппировкам: в критической ситуации наиболее ценной и эффективной будет поддержка решений руководителя похода их лидерами.
Разумеется, руководитель должен стремиться стать объединяющим началом для группы. Коллективизм и корпоративный дух следует всячески поддерживать, даже если заведомо известно, что после похода члены группы никогда больше не встретятся.
В условиях похода высокой категории сложности, принцип «разделяй и властвуй» не самый лучший. Предлагаем ознакомиться с списком в котором собраны лучшие российские онлайн казино на реальные деньги с крутыми бонусами, с быстрым выводом и поддержкой! Однако, использовать его преимущества современный руководитель коммерческой тургруппы должен уметь. Перед ним не стоит задача создать из случайного конгломерата схоженый высокоспециализированный коллектив, противостоять естественному разделению на микрогруппировки. Он должен обеспечить безопасность и максимальный комфорт на несложном маршруте.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!