Лидерство в несхоженной туристической группе

Лидерство в несхоженной туристической группе

Процесс коммерциализации туризма зеркально перевернул ситуацию, существовавшую в СССР: пышным цветом расцвели все его виды, кроме спортивного. Упадок был обусловлен конкуренцией со стороны других видов туризма, появлением альтернативных способов познания мира и коммуникации, сменой этических и эстетических приоритетов общества и т.п. 

Не последнюю роль сыграло то, что теперь в большинстве случаев на маршрут выходит группа-конгломерат: незнакомые друг с другом люди, никак не принимавшие участие ни в подготовке, ни в планировании похода, зачастую не способные оценить собственную готовность к прохождению маршрута. Резко возросла нагрузка на руководителя – за счёт коммерческой направленности похода, непредсказуемости психологической атмосферы в группе. В такой ситуации особенно остро стоит проблема лидерства в группе.

Естественное структурирование группы 

Процесс формирования группы начинается с первых минут знакомства. Сразу можно уверенно выделить людей некоммуникабельных. Разумеется, лидеров среди них ожидать не стоит.

Также легко опознать членов группы, ставших «центрами кристаллизации» микрогруппировок внутри неё. Это люди с выраженными лидерскими задатками, однако, не всегда с претензией на лидерство. 

До начала похода редко удаётся определить, насколько стойкими будут микрогруппировки. Руководителю следует внимательно отслеживать туристов, последовательно «кочующих» от компании к компании, а также людей, ставших причиной распада группировки. Также, лишь в пути выделяются люди, решительно антипатичные группе или заметной её части. Среди этих трёх категорий следует ожидать претендентов на лидерство, однако не всегда – с реальными лидерскими качествами и перспективами. 

Распределение задач и руководства

Устойчивые микрогруппировки руководитель похода должен использовать при распределении задач. Всё более и более усложняя их, он в итоге передаёт лидерам группировок контроль над отдельными сферами жизнедеятельности группы, оставляя за собой лишь общее руководство, а также признаёт и направляет их лидерский талант, избегая конфликтов между группировками и посягательств на собственный статус.

Членам группы, последовательно переходящим из одной микрогруппировки в другую, стоит попытаться поручать задачи, требующие единоличного выполнения. Тем самым предполагаемые неудовлетворённые лидерские притязания будут отчасти удовлетворены, предполагаемая низкая самооценка – повысится. В случае неуспеха подход к такому туристу должен быть аналогичен подходу к некоммуникабельным: повышенное внимание, вовлечение в мероприятия, требующие участия всей группы, привлечение в помощь микрогруппировкам, решающим задачи «по своему профилю». 

И, разумеется, следует жёстко пресекать стремление к лидерству, выражающееся в деструктивной форме. 

Стиль руководства

Жёстко авторитарный стиль руководства несхоженной группе не нужен, поскольку низка категория сложности похода. Впрочем, в сугубо коммерческой группе он зачастую и невозможен. Незапланированные, возникающие в течение похода проблемы, не угрожающие безопасности людей, следует решать по возможности коллегиально. 

В отдельных сложных ситуациях руководитель должен быть готов принять решение единолично, а группа – безоговорочно подчиниться ему. И именно в таких условиях охотнее всего проявляют себя деструктивные лидеры. Их действия будут направлены на раскол или захват лидерства в группе, но вряд ли – в микрогруппировке. Поэтому руководитель должен максимум внимания уделять именно микрогруппировкам: в критической ситуации наиболее ценной и эффективной будет поддержка решений руководителя похода их лидерами.

Разумеется, руководитель должен стремиться стать объединяющим началом для группы. Коллективизм и корпоративный дух следует всячески поддерживать, даже если заведомо известно, что после похода члены группы никогда больше не встретятся. 

В условиях похода высокой категории сложности, принцип «разделяй и властвуй» не самый лучший. Однако, использовать его преимущества современный руководитель коммерческой тургруппы должен уметь. Перед ним не стоит задача создать из случайного конгломерата схоженый высокоспециализированный коллектив, противостоять естественному разделению на микрогруппировки. Он должен обеспечить безопасность и максимальный комфорт на несложном маршруте.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>