Подготовка пешего маршрута

Правильно составленный пеший маршрут гарантирует выполнение поставленной задачи, физически и технически выполним, имеет аварийные выходы, соответствует согласованному плану пути (места подъезда и отъезда).

Примерный план пешего маршрута:

  1. Район маршрута
  2. Степень сложности похода
  3. План движения по маршруту
  4. Подъезд и отъезд с маршрута
  5. Распределение обязанностей в группе
  6. Припасы
  7. Запасные варианты пути и аварийные выходы
  8. Смета расходов.

1. Район пешего маршрута

При выборе района следует изучить местность на наличие рек, впадин, горных массивов, заболоченных участков, непроходимых мест, равнин, перевалов, ознакомиться с климатическими условиями, оценить возможные подъезды и отъезды с маршрута, время в пути, фотографии местности. Выбранный район должен быть перенес на карту со все ми отметками – места ночлегов, нитка маршрута, пресная вода и другие данные для похода.

2. Степень сложности похода

Сложность маршрута определяется исходя из физической подготовки участников группы, протяженностью пути (километры), количеством дней в пути. Например, маршрут, составленный для ознакомления местности, прилегающей к населенному пункту и обеспеченный транспортом – относиться к походам выходного дня. Многодневный поход по местности с интересными объектами, переходами и местами ночлегов – относиться к походам 1-2 степени сложности. Многодневные походы с выездом в другие районы, предполагают физическую и специальную подготовку (альпинистская, физическая) участников группы, наличие опыта в прохождении пеших маршрутов, умение адаптироваться в непредвиденных обстоятельствах – относится к походам 3-6 степени сложности.

3. План движения по пешему маршруту

Основным пунктом в плане движения по пешему маршруту является создание нитки – расстояние от начала маршрута до его конца с учетом рельефных, климатических и временных условий.

Нитки бывают:

  • линейными (движение из пункта А в пункт Б)

Маршрут линейной нитки не должен превышать 130 километров. Путь между пунктами должен быть легким, коротким, пролегать возле населенных пунктов (пополнение припасов, госпитализация) и давать возможность исследовать культурно-исторические места.

  • кольцевыми (вход и выход – одно и то же место, путь разный)

Отличительной особенностью данной нитки является уникальность. Маршрут пролегает через места, которые не повторяются друг с другом, при этом вход и выход – один и тот же пункт.

  • комбинированными

Маршрут данной категории включает в себя все требования линейного и кольцевого маршрута. Например, участники группы могут разбить лагерь в одном месте и от данного пункта, разделившись на подгруппы, отправляются исследовать местность по линейному или кольцевому маршруту. Следует отметить, что такие маршруты охватывают интересы всех участников группы.

После выбора нитки обсуждается – количество ходовых дней, дневки и полудневки (используется в походах вместе с детьми, когда в первой половине дня переходы, а во второй половине дня культурно-развлекательная часть), протяженность маршрута с учетом водной переправы, запасные дни. Запасные дни нужны для расчета времени на подъезд и отъезд группы с маршрута, временная остановка по форс-мажорным обстоятельствам (метеорологические условия, болезнь участника).

Правильно подобранный режим дня – залог нормального похода. Если движение по маршруту медленнее, то догонять пробел в пути лучше утром. Рекомендуется выходить на маршрут не позднее 10 (десяти) часов утра, а разбивать лагерь не позже 18 (восемнадцати) часов. Отдых всех участников распределяется следующим образом – ночной сон для часовых 9 (девять) часов, остальные 8 (восьми) часов. Во время движения ход и отдых делятся на 40/50 минут хода и 20/10 минут, при этом ход за день составляет от 4 (четырех) до 10 (десяти) часов. 

Планирование прохождения сложных участков рекомендуется на первую половину маршрута, дабы избежать накопления усталости, раздражительности и в дальнейшем испорченного отдыха всех участников группы. Наращивание времени и преодоление сложных участков в пути нужно постепенно, по мере облегчения рюкзака. 

4. Подъезд и отъезд с маршрута 

Следует сказать, что планирование подъезда и отъезда с маршрута залог удачного похода. 

Отставание от графика прохождения маршрута приводит к непредвиденным финансовым затратам. Обеспечить транспортом группу можно договорившись с организациями находящиеся в территориальной близости маршрута. Руководитель группы заказывает транспорт у нескольких организаций (учитывая опыт и рекомендации), чтобы подстраховаться в случае форс-мажорных обстоятельств. Договариваясь об отъезде с маршрута необходимо учитывать запасной день, заложенный в маршрут, чтобы в случае отставания от графика прийти на место выброски вовремя и избежать не нужных финансовых затрат. Как показывает практика, в случае отставания от графика, предоплата за транспорт аннулируется. 

Пути подхода и отхода можно организовать самостоятельно, взять группу машин, либо присоединиться к другой группе с одинаковыми местами входа и выхода с маршрута. Таких попутчиков можно найти на специальных сайтах и форумах в сети Internet.

5. Распределение обязанностей в группе 

Каждый участник группы выполняет свои обязанности: будь то повар, ремонтник, руководитель и другие. Перед выходом на маршрут руководитель группы проводит предпоходную подготовку с ее участниками – знакомит с картой маршрута, изучают достопримечательности, прогноз погоды, проводит инструктаж по технике безопасности. 

Назначая дежурных на стоянках в первую очередь следует ставить участников, у которых вес рюкзака больше по сравнению с остальными за счет общественного снаряжения. 

6. Припасы 

Питание на весь пути формируется исходя из полового признака участника. Например, мужчина в день может израсходовать до 4000 ккал., а женщина до 3 500 ккал. Для пополнения энергетического запаса требуется сбалансированное питание – белки, жиры и углеводы. При правильном питании участники группы будут бодры, веселы и в хорошем расположении духа. Поэтому соотношение белков, жиров и углеводов в нормальные дни составляет 1:1:4, в прохладные дни – 1:2:3 и в жаркие дни – 1:1:6. На каждый день пути составляется меню, с разбивкой на 4-х или 6-ти разовый прием пищи. Учитывая, что запасные дни всегда закладываются в маршрут, пища в эти дни должна быть не калорийной.

7. Запасные варианты пути и аварийные выходы 

При прохождении сложного участка пути (перевал, бурная река) или отклонение от графика по разным причинам (плохие метеорологические условия, утеря снаряжения) разрабатывается запасной вариант с охранение уровня сложности маршрута.
При возникновении экстренных ситуаций, на пути следования, оговаривается аварийный выход с маршрута к близлежащему населенному пункту. Выход осуществляется по наименее короткому пути, пролегает через местность, на которой легко ориентироваться (камни, столбы, железная дорога). На карте аварийные пути обозначаются отличительным цветом, например красным. 

8. Смета расходов

Финансовая сторона маршрута формируется исходя из следующего: подъезд и отъезд группы транспортом, питание, прокат или покупка снаряжения, форс-мажорные ситуации (дополнительные покупки, оплата транспорта, аварийные выходы и другое), организационные расходы (посещение заповедных мест, послепоходные отчеты). 

Стоимость провианта каждого дня пути составляет 400-600 рублей, если покупать продукты, специально разработанные для похода (сублимированные) то стоимость возрастет до 800-1000 рублей в день на каждого участника (цены указаны по состоянию на 2015 год). После окончания похода смета корректируется в соответствие с фактическими затратами и отражается в отчете о походе. 

Правильно разработанный план пешего маршрута дает возможность участникам группы притронуться к природе, познакомившись с многочисленными обитателями флоры и фауны, получить положительный заряд эмоций, соблюдая технику безопасности на протяжении всего пути.

1 ответить

Обратные ссылки & Пинги

  1. […] это необходимо тщательно продумывать еще на стадии планирования путешествия. Обыгрывание различных ситуаций позволяет […]

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>