По следам легендарной Трои

В начале II тыс. до н.э. хеттов (по одной из версий, уроженцы Кавказа) во время военных походов подчинили себе территорию Малой Азии, в т.ч. и небольшую деревеньку Троя, которая через некоторое время стала столицей государства Троада. С этой поры и начинается истории этого легендарного города.

Четыреста лет спустя, на кораблях прибыли за Еленой Прекрасной греки-ахейцы. Целое десятилетие вождь греков Агамемнон, его соратники и военные отряды не давали покоя местному населению, которые обратились за помощью к своим соседям, но даже общими усилиями они не могли утихомирить разбушевавшихся ахейцев.

Эти события описал фригиец Дарес в поэме «Илиада». Большое внимание им уделяли фригийские и лидийские историки: Ксанф в 4-томной «Истории Лидии», Ктесий в 24 книгах «Персии» и Н. Дамаскин в 144 томах «Всемирной истории» (1 в. до н.э.). Странно, но все они не дошли до наших дней, остались лишь упоминания о них у других авторов.

Спустя шесть веков ослепший поэт Гомер написал другую историю, где не упоминает хеттов, русов, фригийцев и лидийцев, а имена стали греческими. Словно греки сраажлись друг с другом, а сама Троя была подчинена Элладе. Троянцы у Гомера стали благородными героями. Автор очень подробно описывает их одежду и родство между собой. Гораздо меньше говорится о самих сражениях.

В общем, Гомер написал поэму в патриотическом стиле. По одной из гипотез литературоведов автор, написал сюжет по заказу. Вполне вероятно, что в устном пересказе «Илиада» выглядела несколько по другому, ведь ее первый автор Писистрат, создал ее за два столетия до Гомера. И все это время она передавалась от одного рассказчика к другому, естественно она претерпела значительные изменения. 

Однако именно гомеровская «Илиада» восславила подвиги предков, став краеугольным камнем всей классической литературы. Средневековая Европа не была знакома с греческим языком, Гомер здесь был неизвестен. Наступившее Возрождение обратилось к античным образцам культуры и поспособствовало утверждению всемирной известности «Илиады» и «Одиссеи».

В 1870-х годах истинный ценитель произведений Гомера Генрих Шлиман по строкам своего кумира нашел место, где находилась мифическая Троя, и провел археологические раскопки на месте пожара, произошедшего после ее разрушения греками. В результате упорства и терпения, которые проявил Шлиман, выяснилось, что таинственная Троя не плод воображения поэта. Она действительно существовала.

История Шлимана, немецкого предпринимателя и археолога-самоучки, одного из основателей полевой археологии похожа на авантюрный роман. Семилетнему мальчику на Рождество отец подарил богато иллюстрированное издание «Всемирной истории для детей». Мальчик, несмотря на праздничное веселье и сладости, уединился в своем уголке и стал рассматривать картинки, пока не увидел изображение громадного полыхающего города. «Это Троя?» — спросил он. Отец, молча, кивнул головой, занимаясь своими делами. «Она разрушилась и исчезла?», — не унимался ребенок. «Да» — кратко сказал в ответ отец. «А я не верю, — заявил малыш. «Я вырасту и обязательно найду ее».

Восемнадцатилетний юноша отбыл в Соединенные Штаты Америки. Упрямство и талант бизнесмена сотворили чудо. В 46 (сорок шесть) лет Шлиман стал миллионером, не забывая ни на один день свою детскую мечту – найти легендарную Трою. И такой день пришел, Шлиман взял маленький томик Гомера, с которым не расставался около четырех десятков лет и в 1868 г. направился в Турцию. Зная наизусть «Илиаду», он был уверен, что знает ее местонахождение. Местное население было поражено внешним видом незнакомого мужчины, который бродил по берегу в шляпе, дорогом костюме, с тростью и… босиком. Но Гомер в своем произведении писал, что вблизи Трои было два ручья: с теплой и прохладной водой. И Шлиман входил во все ручьи по колено!..

Упрямый и терпеливый Генрих бродил целыми неделями, и удача улыбнулась ему. Около деревеньки Гиссарлык он нашел два ручейка с разной температурой воды. А совсем рядом… находился холм, у подножия которого можно было разглядеть золу, присыпанную на века землей. «Троя!» — вскричал Шлиман и начал раскопки. Прошло долгих пять лет и лишь в середине июня 1873 г. он нашел какие-то предметы. В честь легендарного правителя Трои их назвали «кладом царя Приама». С непередаваемым чувством Шлиман отнес их в палатку. Более десяти тысяч разных предметов, изготовленных из золота, бронзы и слоновой кости. Шлиман считал, что все это могли изготовить троянцы. «Это Троя!» – не скрывая своего ликования, написал он в дневнике. Однако вожделенная Троя была еще впереди…

Когда стало ясно, что Троя не мифический город, все согласились с тем, что события, описанные в «Илиаде» скорее всего, правдивы. Однако появились другие вопросы. В частности, с кем воевали ахейцы, имели ли они письменность. Шлиман предъявил миру, кроме золотых украшений и чудом сохранившиеся тексты. Ученые установили большую схожесть языка Трои с языками урартов, хеттов и даже славян.

После вторжения греков многие троянцы переселилась на север Италии, где их стали называть «этрусками». И из этого народа были выбраны римские цари. Согласно одной из гипотез ученых, спустя какое-то время, этруски покинули Рим и переселились к рекам Днепр и Ока. Эта версия исследователей позволяют по-иному посмотреть на происхождение русского народа. Другой аргумент в пользу этой версии обнаружен в знаменитом «Слове о полку Игореве» XII в. Где сказано: «Были времена Трояновы…» Возможно Троя – это и есть прародина этрусков?

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *