Первобытное искусство

Путем создания артефактов и памятников, относимых сегодня к категории «предметов первобытного искусства», древний человек закреплял результаты своего трудового и познавательного опыта, свои представления об окружающем мире. Испытав потребность в творчестве, человек перестал быть лишь частью мира природы – он начал открывать для себя (и в себе) мир «надприродный», духовный мир. 

Появление первых произведений искусства историки и антропологи относят к эпохе позднего палеолита (30 000–10 000 до н. э.). Большая часть памятников этого периода связана с охотничьими практиками и древним культом плодородия. Важнейшие памятники этого периода – наскальные изображения, наиболее известные из которых были обнаружены в пещерах Испании и Франции (Альтамира, Ласко, Монтеспан). При создании своих рисунков первобытные люди пользовались древесным углем, охрой, мергелем, карбонатом железа, оксидом марганца – из этих средств они собрали «первобытную палитру»: черный, коричневый, красный и желтый цвета применялись чаще всего. Основной сюжет их творчества – охота на зубров, оленей, мамонтов и других животных. Иногда, заметив сходство естественной выпуклости пещерного рельефа с фигурой какого-либо животного, древний человек разукрашивал ее в определенные цвета и получал в результате нечто вроде барельефа. Среди наскальной живописи можно встретить также отпечатки рук, схематичные изображения жилищ, орудий труда и охоты и даже изображения фантастических существ: к примеру, людей, обладающих физическими признаками различных животных. В северных районах Евразии повсеместно встречаются петроглифы – изображения, высеченные на камне. 

В более поздний период появляются произведения объемной скульптуры, изображающие людей и животных. Самые известные из них – так называемые палеолитические венеры – образы древней богини-праматери, обычно представленные в форме статуэток или барельефов. Их находят в самых разных местах по всей территории Евразии – от Сибири до Франции. Наиболее известны «Венера Виллендорфская», хранящаяся в Музее естественной истории в Вене, и «Венера Лоссельская», известная также как «Дама с рогом», найденная во французском местечке Лоссель. 

Следующий этап в развитии первобытного искусства связан с важнейшим событием в истории человечества – неолитической революцией, переходом значительной части человеческих сообществ от примитивного образа жизни – охоты и собирательства – к оседлой жизни и ведению сельского хозяйства, занятию земледелием и скотоводством. Этот сложный процесс начался на Ближнем Востоке приблизительно десять тысяч лет назад. Именно тогда, испытывая постоянное воздействие бурно развивающихся культов и мифологии, произведения искусства начинают сосредотачивать в себе более сложные, абстрактные понятия. Значительную роль стало играть декоративное направление искусства: украшение жилищ, нанесение орнаментов на предметы быта и одежду. Представители оседлых племен стремятся окружить себя предметами, имеющими определенную эстетическую привлекательность, предметами, которые они могут назвать «красивыми». Декоративные орнаменты, наносимые на тот или иной предмет, будь то керамический горшок или женский головной убор, не могли быть случайными – они были непременно связаны с местной традицией и мифологией. К примеру, в Индии и на Ближнем Востоке были наиболее распространены прямолинейные узоры, включавшие схематические изображения фигур людей и животных, а в Китае – сложные самобытные спиралевидные и криволинейные орнаменты. 

В период неолита начинает развиваться, в подлинном смысле слова, архитектура: в поселениях Месопотамии и Средней Азии появляются крепкие надежные многокомнатные дома из сырцового кирпича, предназначенные для постоянного и относительно комфортного проживания. В это же время появляются первые мегалитические, то есть сложенные из цельных каменных плит или крупных тяжелых камней, сооружения – дольмены и нураги. Самый распространенный тип дольмена – один камень, водруженный на некоторое количество других камней. К примеру, знаменитый Стоунхендж представляет собой комплекс дольменов, каждый из которых состоит из трех камней, сложенных в форме буквы «П». Дольмены – культовые сооружения, связанные, скорее всего, с погребальной традицией. Нураги представляют собой высокие (до 20 метров) мегалитические сооружения, по форме напоминающие башни. Несколько тысяч таких построек, относящихся ко II–I тысячелетиям до н. э., и сейчас можно увидеть на острове Сардиния. Интересно то, что нураг не имеет фундамента, а вертикальное положение сохраняет только за счет многотонной совокупной массы составляющих его камней. 

Бронзовый век, сменивший неолит в четвертом тысячелетии до н. э., став веком повсеместного распространения металлургии, научил человека добывать и обрабатывать металлы – золото, медь, бронзу. Активнее начинает развиваться ювелирное искусство и искусство орнамента. Значительных успехов в этих сферах добились скифы – представители этого древнего народа украшали золотом буквально всё – от платья и оружия до конской сбруи. Всемирной известностью пользуется ценнейшая коллекция скифского золота, находящаяся в петербургском Эрмитаже. 

Таково в общих чертах первобытное искусство. Его значение для мировой культуры колоссально. Более тридцати тысячелетий минуло с тех пор, как далекий предок современного человека впервые создал предмет, не наделив его при этом какой бы то ни было утилитарной функцией. Так родилось искусство. Так крошечное, казалось бы, событие стало началом многовекового процесса развития обширнейшей сферы человеческой деятельности.

1 ответить
  1. Марина
    Марина says:

    Очень интересно было бы своими глазами посмотреть на рисунки древних людей, всё-таки никакие фотографии не смогут передать истинную красоту

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>