Формула-1

Формула-1 (FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.

Соревнования Формулы-1 в течении года проводятся этапами (гран-при). Финальный этап (гран-при) подводит итог чемпионата. Соревнования в чемпионате Формулы-1 проходят в номенации как экипажей (командные соревнования), так и личные выступления — соревнования пилотов. Соответственно наивысшей наградой наградой чемпионата для пилотов является титул чемпиона мира, а команды — Кубок конструкторов.

Формула-1 при проведении командных соревнований — это действительно командная работа:

  • проектирование, производство и сборка гоночных автомобилей (болидов)
  • подбор пилота для участия в соревнованиях
  • грамотная настройка и обслуживание машины. 

В связи с постоянным совершенствованием технологии гоночных болидов год за годом повляются новационные разработки и современные технические решения двигающие современную отрасль машиностроения.

Болид Формулы-1

Болид Формулы-1

Конструкция болида, участника Формулы-1 должна отвечать требованиям технического регламента «Формулы-1″ и требованиям по ударопрочности. Техническая сторона соревнований находится под юриздикцией Международной автомобильной федерации — FIA.

Технический регламент Формулы-1

Кратко опишем технический регламент Формулы-1. Он состоит из технических нормативных характеристик автомобиля Формулы-1. Ежегодно технический регламент изменяется и дополняется.

Узнать больше

Тест автомобилей Формулы-1 на ударопрочность (краш-тест)

Краш-те́ст (crash test — аварийное испытание) — моделирование аварийной ситуации на дороге выявляющее последствия ДТП для его участников (легкие повреждения, травмы, летальный исход). С 1966 года такие испытания проводтся с присутствие в кабине автомобиля манекена с датчиками для измерения повреждений. Ранее этой даты в кабине автомобиля располагались трупы человека или животных.

Стандартно автомобиль разгоняют внешним мотором. Машина имеет специальную расцветку, подчеркивающую характер повреждений. Европейский норматив краш-теста снимает баллы с транспортного средства за каждое повреждение манекена. Количество оставшихся баллов и определяет безопасность автомобиля.

Самый дешевый тест на ударопрочнсть — тест на лобовое столкновение. Изначально машину разгоняли до столкновения с бетонным блоком. В настоящее время тест изменился — бетонный блок заменили подобием встречного автомобиля и столкновение производят со смещенным центором. Краш-тест на боковой удар или удар сзади производить сложнее. Для такого испытания требуется второй автомобиль или специальное оборудование. Как следствие, боковые и сзадиударные тесты весьма редки.

Первый советский автомобиль который прошел тест на адаропрочность был Москвич-408.

История Формулы — 1

Давайте погрузимся в далекие 20-30-е годы ХХ века. В это время происходит просто автомобильный бум. Семимильными шагами идет развитие техники и в частности автопрома. Любители машин объединяются в общества. Молодая Советская республика демонстрирует свою актомобильную мощь автопробегами, а дальнее зарубежье организовывает чемпионат Европы по автогонкам Гран-при (1931 — 1932 годы, 1935 — 1939 годы) и  Чемпионат мира автоконструкторов (1925 1927 годы). Организации, проводившие соревнования, разработали первый технический регламент. Но введен в действие он был только в 1947 году. Развитию международного спорта помешала война.  Образованная в 1946 году ФИА откорректировала сырые правила проведения соревнований и представила их в 1947 году на суд общественности:

  • немецких гонщиков исключили из гонок на 10 лет, как правоприемников фашистской Германии;
  • образцом машины Формулы-1 стали итальянские гоночные машины с ограниченным по мощности двигателем — 1.5 литра. Капитуляция Италии в 1943 году спасла страну от спортивного изгнания.
  • было разрешено участвовать в соревнованиях старым французским машинам с  безнаддувными двигателями объемом 4,5 л, до войны они не могли конкурировать с современной немецкой техникой, но исключение Германии из конкурентной среды дало им дорогу в спорт.
  • в 1948 году Формула-1 получила своего младшего брата — «Формулу-2», а в 1950 — появился класс еще более младшей — «Формула-3». Изначально планировалось, что Формула-1 будет мировым соревнованием, Формула-2 — континентальным, а формула-3 — национальным чемпионатом.

Первоначально Формула-1 проводилась только в личном зачете, а вот с 1958 — в соревнованиях стали принимать участие и конструктора болидов — команда.

Но четкая стратегия проведения гонок, выработанная в середине ХХ века не явилась догмой к проведению соревнований. Мощные машиный Формулы-1 продолжали участвовать в гонках различных классов, а мировые гонки проводились не только с участием машин Формулы-1, но и среди корпусных машин. Только часть гонок с участием машин Формулы-1 шла в общий зачет.

Кроме того не всегда при проведении гонок под эгидой чемпионата Формулы-1 соблюдались требования технического регламента. Такие соревнования десквалифицировались и проходили под лейблом Формулы-2. Следует упомянуть гонку Инди-500 (региональная гонка, входящая в состав чемпионата Формулы-1) сезона 1952 — 1953 годов, когда в связи с изменением регламента в 1954 году в предыдущие два года ни кто не захотел готовить машины по старым правилам и гонку пришлось квалифицировать как чемпионат Формулы-2.

Кардинально меняется ситуация в начале 1980 годов. Владельцами машин Формулы 1 принимается Договор согласия по которому гонки в классе Формулы-1 проводятся только как чемпионат мира. Появилось новое спортивное понятие — гоночная серия Формулы-1. Коммерческие права на доход, получаемый от гонки отделены от спортивных. Спортивная составляющая Формулы-1: разработка регламентов, наблюдательные функции и т.п.входит в ведение ФИА


1950 год — первый чемпионат мира Формулы-1, первенство -  итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. Отрыв Фарина от своего соперника - партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио был минимальным.

 1951, 1954, 1955, 1956 и 1957 годы — перственно в Формуле-1 завоевывает Хуан-Мануэль Фанхио. Дважды он становится вторым в зачете. По числу чемпионских титулов этот гонщик был непревзойденным на протяжении почти 40 (сорока) лет.

1952 год — чемпионат из-за малого количества машин Формулы-1, отвечающих техническому регламенту был проведен в зачете Формулы-2.

1954 год — ФИСА принимает новые правила уменьшающие скорость болидов в целях безопасности пилотов. Регламент разрешал применять безнаддувные двигатели 2,5 л рабочего объёма мощностью выше 300 л. с.

1958 год — чемпион Джон Майк Хоторн, английский автогонщик.

1959, 1960 годы — технический прорыв. На треке были представлены новые модели заднемоторных машин компании Купер T43/T51 с великолепными характеристиками управляемости, но слабыми моторами. Чемпионами Формулы-1 в эти годы становится Джек Брэбем (команда «Купер»).

1961 год — переход всех участников чемпионата на заднемоторную конструкцию болида. Одновременно в целях безопасности регламентируется мощность машины — 1,5-литровым безнаддувным двигателем, сокращается дистанция гонок с 500 (пятисот) километров до 300 (трехсот), так как трехчасовая гонка на мощной машине без усилителя руля была изматывающей. Новые машины с маломощным двигателем (менее 200 л.с.) требовали увеличения аэродинамических характеристик.

1961 год — чемпион Фил Хилл, американский автогонщик.

 1962 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик, в составе команды Lotus.Команда Lotus впервые применила конструкцию монокока и ввела дуги безопасности, защищающие верхнюю часть туловища гонщика во время переворотов.

 1963 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

 1964 год — чемпион Джон Серти, английский автогонщик.

 1965 год — чемпион Джим Кларк, английский автогонщик.

1966 год — чемпион Джек Брэбем, австралийский автогонщик, в составе собственной команды Brabham. В этом году ФИСА разрешает двигатели большого объема, так как двигатели малого объема не давали гарантии безопасности. Были разрешены двигатели не более 3 (трех) литров рабочего объёма без наддува и 1,5 (полутора) литров — с наддувом

 1967 год — чемпион Денни Хьюм, новозеландский автогонщик.

1968 год — чемпион Грэм Хилл, английский автогонщик. Руководствуясь регламентом 1966 года компания Косворт выпускает новый 8-цилиндровый 3-литровый мотор DFV, экономичный, надежный и эффективный. Это позволило выступать на мировом уровне маленьким командам не имеющим возможности строить свои двигатели. Год был богат на новации. Lotus впервые оклеивает свои болиды символикой «Империал Тобакко». Так появилось спонсорство команд.

 1969 год — чемпион Джеки Стюарт, английский автогонщик.

1970 год — рост мощностей двигателей предьявляет повышенные требования к аэродинамике болида. Конструкторы эксперементируют с формой антикрыльев усиливая прижимную силу. Знаменитая Лотус  разрабатывает новую технологию -граунд-эффект (ground effect), прижимной эффект увеличивается за счет разряженного воздуха, который образуется под днищем болида имеющим специальную форму. Технология позволила проходить повороты трассы быстрее, так как увеличилась устойчивость автомобиля. Применение граунд-эффекта было принято на вооружение остальными командами.

1977 год — командо Рено впервые применяет двигатель стурбонадувом.

1981 год — впервые был подписан Договор согласия между командами Формулы-1 и FIA. Была образована компания «Управление и продвижение Формулы-1» (FOPA) имеющая уникальные права на трансляцию чемпионата, коммерческая структура под руководством Берни Экклстоуна — «босса Формулы-1″  Так начался»Золотой век» Формулы-1.

1983 году - граунд-эффект запрещается FIA с целью обеспечения безопасности пилотов.

1984 год -  FIA ограничивает размер топливного бака с целью снижения скоростей

1985 год — на арену Формулы-1 выходят монокаманды: Феррари, МакЛарен, Уильямс, Лотус

1986 год — достигнут рекорд мощности моторов для машин с открытыми колесами. Мощность составила 1300 л.с.

1987 год — на арену Формулы-1 выходит Бенеттон

1988 году  — FIA ограничивает допустимое давление наддува. Лучший сезон Формулы-1. Пара гонщиков Айртона Сенны и Алена Проста выступает вместе в команде McLaren, одержает 15 побед на 16 Гран-при.

1989 год — FIA запрещает турбодвигатели.

1990 год — внедрение электроники в конструкцию болида. Компьютор стал отвечать за усилитель руля, систему тяги, полуавтоматическую коробку передач, систему активной подвески. Пилот утрачивал свою прямую функцию — управление болидом. Рост технологий ведет к росту бюджета команд Формулы-1. Иногда он зашкаливает за несколько сотен миллионов долларов в год. В результате из чемпионата выбывает 28 (двадцать восемь) команд испытывая нехватку средств для конкурентной борьбы.

1992 год — заключен второй Договор Согласия.

1994 год - FIA запрещает подавляющее большинство компьюторных нововведений. Смерть великого гонщика Айртона Сенна на Гран-при Сан-Марино. Как следствие FIA усиливает стандарты безопасности. Дебют Михаэля Шумахера на Формуле-1. Он занимает первое место в чемпионате выступая за команду Benetton.

 1995 год — чемпион Михаэль Шумахер, немецкий автогонщик в составе команды Benetton.

1997 год — заключен третий Договор Согласия.

2000 - 2004 годы — доминирование на чемпионате команды Феррари. Пилот Феррари Михаэль Шумахер выиграл все чемпионские титулы, а сама команда завоевала Кубок конструкторов.

2002 год - показал неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. В результате командной тактики лидирующий пилот Рубенс Баррикелло по приказу своей команды пропускает вперед Михаэля Шумахера с целью набора очков к чемпионскому титулу. такое поведение гонщиков вызвало сильные недовольства зрителей. Командная тактика (указания гонщику от команды) с этого года была запрещена.

2004 год —  опять выявлена неконкурентность болидов других марок с машинами Феррари. ФИА вспоминает о изменении регламента.

2005 год — как следствие безоговорочных побед Феррари в предыдущие годы ФИА меняет регламент. Моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки. Меры были направлены на безопасность пилотов и увеличение количества обгонов во время проведения соревнования, дабы придать большую зрелищность чемпионату. Однако правило запрещающее менять резину во время гонки привело к ее сильному износу к концу соревнования и появлению дополнительных аварийных моментов, т.к. болид на стертой резине становился не управляемым. 

Выявлен дефект в шинах монополиста по изготовлению резиновой обувки болидов - Michelin. Деффект влиял на аварийную безопасность болидов, так как он не был устранен перед гонкой, то на Гран-при США вышло всего 6 (шесть) болидов.

Шинный конфликт, финансовые вопросы — недовольство процентным распределением прибыли Формулы-1, постоянные смены регламентов  все это стало причиной огромного недовольства участников чемпионата.В воздухе витала идея создания альтернативного чемпионата.

2006 год — регламент заменяет десятицилиндровые двигатели объемом 3 (три) литра восьмицилиндровыми объёмом в 2,4 литра. Владельцы коммерческих прав на серию меняют систему распределения прибыли, ФИА устанавливает жесткие правила подачи заявок на участие в Чемпионате — тем самым конфликт 2005 года был исчерпан.

По новым правилам для участия в чемпионате 2008 года команды должны были подать заявки до 1 апреля 2006 года. Команды-отступники подали заявки во времяя в количестве 11 команд.

2007 год - закончился третий Договор Согласия.

2009 год — новый скандал автопроизводителей с Федерацией. FIA пытается ввести в регламент ограничение по бюджету команд 40 (сорока) миллионами долларов. Если учесть, что в настоящий момент команда Ferrari имеет бюджет в 300 миллионов долларов и ограничивать себя в финансах не собирается, то регламент планировал разделить Формулу-1 на два класса с ограниченим регламента и без ограничения. Команды с ограниченим регламента должны были получить явные приемущества в использовании более агрессивной техники. Команда Renault выступила против нового регламента, но нововведение привлекло в Формулу-1 несколько новых команд:  Prodrive, Campos, Team US F1  и т.д. из младших серий и регламнт был принят.

Конфликты чемпионата привели к увольнению президента FIA Макс Мосли. Новым президентом FIA стал звестный автоспортивный деятель Жан Тодт, экс-руководитель Ferrari.

2010 — 2013 годы — явное доминирование команды Ред Булл: пилот команды Себастьян Феттель взял все чемпионские титулы, сама команда взяла Кубок конструкторов. Как следствие спортивный регламент снова стал меняться.

2011 год — командная тактика вернулась в Формулу-1.

2014 год — глобальные изменения регламента. Литровые атмосферные двигатели V8 были заменены на экологичные и экономичные турбированные двигатели V6 объёмом 1,6 литра. планировалось в последней гонке сезона начислять пилотам удвоенное количество очков, но так как именно это правило вызвало максимальное количество недовольств, то оно было отменено. Чемпионом мира 2014 года стал пилот команды Mersedes Льюис Хэмилтон.

НОвые двигатели имеют низкую мощность. неприятный звук — тем самым зрелищность гонки резко упала. На это сетуют и зрители и гонщики.

Руководство и владельцы Формулы-1

Соревнования Формулы-1 представляют собой коммерческую структуру из 50 (пятидесяти) организаций известную под названием Formula One Group. Правом извлечения прибыли из соревнований имеет Formula One Administration, FOA. Именно ее дочерние структуры и составляют четко работающую систему обеспечивающую качественный уровень проведения соревнований. Управляется холдинг собранием акционеров. Контрольный пакет 35,1% принадлежит инвестиционному фонду CVC Capital Partners. 5,3% акций владеет Берни Экклстоун — основатель концерна и председатель совета директоров.

47,5% прибыли и около 10% дополнительных выплат идет на призовой фонд Формулы-1. Остальная часть перечисляется акционерам.
Работа чемпионата регламентируется Договором Согласия. Договор заключен между Международной автомобильной федерацией (FIA), командами-участниками чемпионата и обладателем коммерческих прав.
Международная автомобильная федерацияFIA была основана 20 июня 1994 года для представления интересов автомобильных организаций и владельцев автомобилей.

В настоящее время чемпионат Формулы-1 организовывается FIA на основе норм Международного спортивного кодекса. FIA проводит контроль за работой национальных клубов, оценку гоночных болидов на соответствие техническому регламенту, контроль безопасности трассы и т.п. Содержание трасс предоставлено национальным автоклубам. Разработкой нормативных документов соревнования занимается  Комиссия Формулы-1, утверждением Всемирный совет по автоспорту FIA.

Королевские гонки

Название Формулы-1 — Королевские гонки уже прочно закрепилось в устах обывателей. А появилось оно не спроста — эти гонки являются самыми престижными соревнованиями в мире автоспорта. Для большинства гонщиков выступление в гоночной серии Формулы-1 является самым престижным соревнованием — целью всей их жизни. С одной стороны Формула-1 это самое популярное мировое соревнование гоночных машин, с другой — передовые конструкции болидов Формулы притягивают к себе как магнит.

При этом следует сказать, что Формула-1 не самое быстрое соревнование. Технический регламент жестко ограничивает скорость гоночных болидов, заставляя лучшие инженерные умы работать над конструктивными особенностями машин, разрабатывая новые аэродинамические и тормозные системы.

Гонки Формулы-1 самые дорогостоящие в мире. Бюджеты команд составляют сотни миллионов долларов, а гонорар главного пилота и старших инжереров команды исчисляется десятками миллионов долларов.

Интересен тот факт, что высокая сконцентрированность пилота приводит к тому, что в течении гоночных полутора часов его пульс составляет 180 (сто восемьдесят) ударов в минуту, а во время квалификации зашкаливает за 230 (двести тридцать) ударов в минуту.

Пилоты жестко конкурируют между собой, стремясь занять верхнюю ступень пьедистала. Мальчишки приходят в Формулу из более простых, но не не менее популярных соревнований. Путь гоночного пилота, как правило, начинается на треке картинга, так как именно этот относительно безопасный вид спорта является прототипом гонок Формулы-1. И именно на трассе картинга десятилетние мальчишки могут попробовать свои силы в качестве гоночных пилотов. Участие в национальных, а затем и в континентальных соревнованиях — вот путь пилота к завтной вершине. На определенном витке жесткая конкуренция приводит пилотов в соревнования где гоночные машины имеют одинаковые параметры и только мастерство гонщика может служить критерием отбора. Очень редко пилоты приходят на трек Формулы-1 из соревнований кузовных автомобилей, так как существует принципиальная разница между стилем управления открытоколесным болидом и кузовной машиной.

На сегодняшний день существует ряд гоночных соевнований автоспорта. Чем круче уровень гонки, тем более мощные болиды участвуют в ней. Здесь мы представим их по мере возростания престижа и популярности:

  • Картинг
  • Мировая серия Рено (2,0), Формула Ford (англ.)
  • Формула-3, GP3
  • Мировая серия Рено (3,5)
  • GP2 (предшественники — Формула-2 и Формула-3000), А1 Гран-при,
  • Формула-1

Надо отметить, что по популярности Формула-1 уступает на Американском континенте таким соревнованиям как ChampCar, IndyCar. Поэтому пилоты этих соревнований заняв лидирующие позиции уже не стремятся пробиться в Формулу-1.

Если же говорить о пилотах Формулы-1, то участвовать в других соревнованиях они просто не имеют физической возможности: общефизическая подготовка, знакомство с гоночными трассами, публичные проекты и презинтации — забирают львиную долю времени у гонщиков. Зачастую контракт Формулы-1 накладывает на пилота ограничения по участию в сторонних соревнованиях. Иногда, мотивация бывает весьма благородна — команда Формулы-1 подстраховывает себя от неожиданных травм пилота на альтернативных соревнованиях.

Существует только два соревнования гонщиков в которых пилоты Формулы-1 принимают регулярное участие: «гонка чемпионов» и картинговая гонка в парижском Дворце спорта «Берси» (ELF Masters Karting). Да и тестеры команд Формулы-1 (пилоты не выступающие непосредственно на гонке) в перерывах между сезонами позволяют себе «альтернативный отдых» на другой гоночной трассе.

Есть ограничение, введенное в 1958 году. По нему пилоты Формулы-1 не имеют право участвовать в разных сериях без перерыва менее чем в 1 (одни) сутоки. Появилось оно после смерти пилота Фанхио на Гран-при Италии в 1952 году, когда после соревнований в Ирландии и ночи в поезде он выехал на трек в состоянии переутомления и не справился с управлением болидом на втором круге гонки.

.

2 ответы
  1. СертПромЭкспертиза
    СертПромЭкспертиза says:

    В 2017-м Формулу 1 ждут серьёзные перемены, связанные с изменением внешнего вида машин и ростом скоростей – команды достаточно рано начнут работу с новыми машинами, поэтому в 2016-м перемен в регламенте не так много.

    Ответить
  2. ste-pashka.ru
    ste-pashka.ru says:

    В 2017-м Формулу 1 ждут серьёзные перемены, связанные с изменением внешнего вида машин и ростом скоростей – команды достаточно рано начнут работу с новыми машинами, поэтому в 2016-м перемен в регламенте не так много.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>