Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является самым значительным храм в Санкт-Петербурге. С его куполами, и строгими формами, он считается образцом русской церковной архитектуры. По своим внушительным размерам храм занимает четвёртое место среди христианских святынь.

 Высота храма превышает ста метров. Он вмещает примерно двенадцать тысяч прихожан. Сейчас собор считается историческим и религиозным памятником. Лишь четыре раза в год в нём разрешается проводить религиозные службы.

 Как строили собор?

 Собор начали строить по приказу Петра Первого в 1710 году. Монарх родился в предпоследний майский день, когда отмечали день памяти Исаака Далматского. Поэтому царь чтил этого святого. Сначала под церковь переоборудовали чертёжную, снабдив её небольшими достройками. Через два года в церкви прошло венчание царя с Екатериной.

 В 1717 году решили отдавать предпочтение храмам из камня. Начали модернизацию с Исаакиевской церкви. Император сам положил первый камень в фундамент церкви.

 Если первая церковь выделялась простотой линий, то последующая постройка замышлялась использовать стиль барокко в том виде, как её подразумевал Пётр Первый.

 Строительство шло под руководством трёх архитекторов. И завершилось через десять лет. Собор располагался на месте, где в будущем поставили памятник<<Медный всадник>>. Место было выбрано не удачно. Фундамент храма размывали невские воды. После дорогих ремонтов, сенат нашел другое место для возведения храма. В 1761 году вышло решение по строительству следующего Исаакиевского храма.

 Заложили храм лишь при Екатерине Второй в 1768 году. Наметили строить большой собор. Наметили украсить его пятью сложными по устройству, куполами. Колокольню спроектировали тоже не малого размера. Но смерть императрицы помешала действовать по принятому проекту.

 Новое строительство

 Сменился архитектор. Здание решили достроить наспех, сильно упрощая архитектуру храма. В итоге получилось пышное, отделанное мрамором, строение до карниза. Верх сделали кирпичным. Построили лишь один купол и колокольня построили гораздо ниже, чем намечали.

 Храм освятили в начале девятнадцатого века. При строительстве церкви учитывались указы трёх государей, то она отличалась от центральных зданий города. Тогда 1809 году объявили проект на новое строительство. Представленный проект получил одобрение через девять лет.

 Автором проекта был Огюст Монферран. Царь приказал архитектору сохранить роскошь алтаря и пилоны.
Храм расширили. Он приобрёл другие очертания. К центральному куполу пристроили ещё четыре, меньшего размера. Вход украсили высокой колоннадой. Основная часть собора сохранилась до нашего времени. Освятили собор в 1858 году.

 Украшение фасадов

С улицы храм украшают серые колонны из мрамора. А четыре фасада декорированы скульптурными композициями. Изменения придавали зданию стиль классицизма.

На северном фасаде скульптурная композиция воскрешение Христа. По углам стоят статуи апостолов. Двери с нишами декорированы рельефной обрисовкой святых и сцен на библейские сюжеты.

Западный фасад изображена встреча императора Феодосия с Исааком Далматским. Это служит символом единства мирской и божественной власти. На фасаде изображены чудеса Христа и изваяния апостолов.

Южный фасад декорирован рельефным изображением поклонения волхвов. Двери и ниши декорированы изображениями сюжеты от религиозного содержания. Фронтоны завершают изваяния апостолов.

Восточный фасад выходит на Невский проспект. Он украшен барельефом императора Валентна и Исаакия Далматского. Святой стал на дороге византийского государя, и предвещает ему скорую смерть. За такое пророчество Святого заковали в цепи и посадили в тюрьму. Фронтоны декорированы изваяниями апостолов Луки, Иакова и Симона.

 На внешней стороне собора есть изваяние и самого архитектора. Он сидит и держит на коленях уменьшенную копию своего детища.

 Внутреннее украшение храма

 Роскошь отделки собора и его огромные размеры завораживают прихожан.

В храме поставлено три алтаря. Основной из них отдан Исаакию Далматскому. Второй посвящён памяти Александра Невского и мученице Екатерине. Стены отделаны ценными минералами. На оформлении сюжетов применяли бронзу, мозаику из камня и из стекла.

Авторами картин являлись русские художники Брюллов, Рисс, Бурухин. Бруни. Скульпторами были П. Клод, И. Витали, Н. Пименов.

При строительстве собора впервые использовать витраж. Это являлось новшеством для православной церкви. На витраже, изображена сцена воскрешение Христа. Над витражом трудились немецкие мастера. Внутренне убранство декорировано позолотой, картинами, рельефными изображениями на религиозные темы. Площадь витража составляет 28 квадратных метра. С потолка свисает массивная люстра с тремя ярусами зажжённых свечей.
 Собор украшают больше полторы сотни картин, их написали русские художники.

 Роспись

 Использовать фрески помешал холодный климат. Пришлось применять масляные краски. Но и они оказались не пригодными. Грунт медленно просыхал и краска отслаивалась. Мастерам случалось переписывать свою работу снова.

 В 1855 году для украшения стен решили использовать мозаику. Она лучше подходила к холодному климату. Броское совмещение золота стекла и камня, понравилось на выставке в Английской столице. Такое сочетание способствует возвышенный настрой внутри собора.

 К сожалению, во время революции убранству собора нанесли ущерб. Забрали золотое и серебряное имущество, выдрали детали из золота.

 Собор использовали для антирелигиозной агитации. В войну лётчики не целились специально в храм. Но осколки нанесли ему ущерб.

 Сейчас собор полностью восстановлен во всей своей красоте. Он восхищает своей красотой современников, как и восхищал прихожан до революции. Он дорог даже атеистам, как память мастеров.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>