Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт был призван к жизни потребностями капитализма на той стадии, когда в ходе промышленного переворота на смену мануфактуре пришла большая машинная индустрия. В меру становления и развития последней росли объемы перевозок, увеличивались расстояния транспортирования товаров, усложнялась инфраструктура грузооборота. При таких условиях железные дороги и должны были стать самой важной составляющей народного хозяйства. В России в 1837 г. была внедрена в работу ж.д. Санкт-Петербург-Павловск, в 1851г. – железная дорога Санкт-Петербург-Москва.

На землях Украины, которые находились в составе Российской империи, железнодорожное строительство началось в 1863г. сооружением участка Одесса-Балта, которая должна была связать южный хлебодельный район с морским портом. В 1866г по ней уже регулярно двигались поезда. Через два года стала доступна Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, которая доходила до Москвы. На протяжении 60-х годов в Украине были проложены важные железные дороги, которые соединили между собой Левобережье, Правобережье и Юг, а эти регионы – с центром России. Значимое событие произошло в 1873 году: через пограничные станции западные территории Украины соединились железнодорожным сообщением с восточными. До конца 70-х в Украине было проложено более 4.3 тыс. км пути. В результате Киев, Харьков и Одесса превратились в большие транспортные центры. Ж/д дорогами были соединены важные производственные районы, налажен вывоз из них сельскохозяйственной продукции и промышленности. Строительство ж/д дорог в Украине в 80-90-х годах осуществлялось в основном в Донбассе, Криворожье, среднем Приднепровье. В 90-х годах были введены в действия уманские и новоселицкие ветки и ряд ж/д дорог в Донбассе и Приднепровье. Сооружение ж/д дорог требовало задействования большого количества рабочей силы. С увеличением сети ж/д дорог увеличивался объем перевозок. Основными грузами были руда железная, уголь каменный, металл, хлеб, сахар, соль, лес. Быстрое наращивание ж/д сети, увеличение грузооборота обусловили увеличение потребностей в производстве движимого состава. Однако становление железнодорожного машиностроения проходило в сложных условиях и сдерживалось рядом факторов: недостаточным развитием металлургии, низким техническим и организационным уровнем развития машиностроительной промышленности, отсутствие квалифицированных кадров и инженеров. Ввиду всех этих обстоятельств и учитывая большое народнохозяйственное значение нового типа транспорта, сооружение заводов железнодорожного машиностроения с самого начала было отнесено к отраслям, развитие которых стимулировалось государством.

Первый отечественный паровоз в Российской империи был изготовлен на Александровском машиностроительном заводе в Петербурге в 1833 г., причем его сбор был осуществлен с импортных деталей. На протяжении 1844-1868 г.г. на нем было собрано 200 паровозов. Приблизительно в это же время на механическом заводе герцога Охтенбергского было собрано 17 паровозов. В 1869г. на Коломенском машиностроительном и Камско-Воткинском заводах были созданы первые в России паровозостроительные отделы. Сначала эти предприятия выпускали паровозы мощностью 16 лошадиных сил, их скорость составляла 16 км/час. В 1879 г. на 48 железных дорогах России насчитывалось 4167 паровозов, 4386 пассажирских и 77325 товарных вагонов. В Украине в 1900 г. Харьковским и Луганским паровозостроительными заводами были изготовлены 233 паровоза. 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *