Горный туризм. Кратко и лаконично
Горный туризм — это один из видов спортивного туризма, занесен во всероссийский реестр видов спорта под номером 0840031411Я. Является национальным видом спорта. Ведет свою историю с 1932 года. В советское время велась активная пропагандистская работа по развитию спортивного туризма в стране, в том числе и горного.
По своей сути, горный туризм запимает промежуточное положение между пешеходным туризмом и альпинизмом. В этом виде спорта найдут свои плюсы и любители продолжительных пеших переходов по долинам и лесу, и любители горных восхождений на вершины.
Какие же аспекты приравнивают горный туризм к видам спорта? Как и в любом виде спорта здесь существуют четкие критерии однозначно определяющие его требования. Итак, в горном туризме проводятся соревнования по двум дисциплинам: маршрут и мультигонка. Дисциплина МАРШРУТ — это преодоление определенного пути в заданное количество времени автономно в условиях высокогорья. Дисциплина МУЛЬТИГОНКА — это соревнования по технике туризма: устройству натяжной переправы, умению вязать узлы, спускаться дюльфером и т.п. Проводится на воздухе, но чаще в закрытых залах. Мультигонка — это новое слово в горном туризме, современное, динамичное, но, по моему мнению, мало отвечающее исторической сущности горного туризма.
Дисциплина МАРШРУТ — это то, что изначально подразумевается, когда говорят о горном туризме. Ч то же является определяющими сложность маршрута факторами? Для горного туризма — это перевалы. В последние годы горным туристам не возбраняется совершать и восхождения на вершины, а также проходить траверсы и включать их в состав маршрута.
Что такое превал? Это естественное понижение в горном хребте, позволяющее попасть из одной долины в другую. Как в альпинизме вершины, так и в горном туризме перевалы имеют четкую классификацию от 1А до 3Б. Самые простые — 1А характеризуются склонами с углом подъема не более 30 градусов, наличием пологих ледников, снежников, часто на подходах к перевалу бывают тропы. Для порхождения превала достаточно индивидуальной страховки ледорубом, альпинштоком или трекинговыми палками. Вид самостраховки зависит от индивидуальных особенностей перевала. Далее в классификации сложность перевала растет. Для перевалов 1Б характерны склоны до 45 градусов, возможны небольшие участки дюльфера — применение средств групповой страховки, индивидуальная страховка осуществляется только ледорубом. И далее сложность перевалов (2А, 2Б, 3А и 3Б) только увеличивается. Ни каких поблажек. В описаниях появляются участки свободного скального лазания, дюльфер и участки вертикальных перил. Чем выше категория перевала, тем все ближе горный туризм приближается к альпинизму.Но есть между горным туризмом и альпинизмом существенная разница, которую должен понимать каждый кто занимается горным туризмом. Альпинисты поднимаются на вершину на легке, с маленьким рюкзачком, максимум чем они обременены — тяжестью веревки. Горные туристы — ребята грузоподъемные, в их рюкзаках лежит весь комплект снаряжения, кошки, крючья, система, а дополнительно спальник, коврик, сменная одежда. Ни каких радиальных выходов на перевал, иначе категория перевала не будет засчитана, только полный проход от долины в долину. Конечно, можно спланировать и кольцевой маршрут, но старые аксакалы горного туризма такой маршрут не уважают и не приветствуют. В чести только линейные маршруты из пункта А в пункт В.
Маршруты в горном туризме классифицируются от 1 до 6 категории сложности. Как вы могли уже догадаться, самыми массовыми являются 1-2 категории, они же и самые простые в техническом осуществлении, наиболее близки по духу пешеходному туризму: есть и ночевки в лесной зоне, и костры, и речные переправы. Первую категорию похода характеризует километраж в 100км, и наличие прохода трех перевалов, два из которых категорийные — 1А. Для второй категории нормативом являются длина маршрута — 120км, и минимальное количество перевалов в следующем составе: одна — 1А, две — 1Б. Но по мере увеличения категории похода увеличивается и сложность преодолеваемых перевалов и киломатраж. Для 3 к.с. — это 140 км, проход двух 2А и одной 1Б. Для Для 4 к.с. — это 140 км, проход двух 2Б и одной 2А. И так далее. Шестая категоря сложности в горном туризме — это высший пилотаж. Не каждый альпинист рискнет пройти маршрут похода 6 к.с.
Что еще следует добавить к характеристике горного туризма? Соревнования по дисциплине маршрут весьма специфичны. По итогам, заявленного в соревнования похода проводится конкурс отчетов. Рассматриваются сложность маршрута, его безопасность, новизна, общественная значимость. Судейство ведется по суммарному количеству набранных балов в каждой категории.
Все выше описанное — это технические характеристики такого замечательного вида спорта как горный туризм. В заключение хотелось бы отметить, что горный туризм — это не только техническая дисциплина, в первую очередь в горный туризм людей привлекает эстетическая составляющая: красивая природа, панорамные виды, открывающиеся с горных перевалов, чувство полета с восхищения, переполняющие Вас после преодоления очередного маршрута. Дерзайте, «дорогу осилит идущий». Вам покорятся первые перевалы и вы поймете, что диагноз — «горный туризм» — это на всю жизнь.
Горный туризм — один из видов спорта. Цель горного туризма — преодоление командой с помощью мускульной силы определенной дистанции, проложенной в горной местности, характеризующейся протяженностью и сложностью. Наличие в горном туризме элементов скалолазания приравнивает высшие категории горных походов по сложности к альпинистским восхождениям, грань между походом V-VI категории сложности и альпинистским восхождением весьма расплывчата. Отличие горных походов от альпинизма кроется в цели каждого из названных видов спорта. Альпинисты ходят на вершины, горные туристы проходят маршрут.
Характеристики горных маршрутов
Категория сложности похода, минимальное количество дней |
Минимальное количество категорийных перевалов, минимальная протяженность маршрута |
||||||
Всего |
в том числе категорий трудности |
||||||
1А |
1Б |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
||
I, 6 дней |
2, 100км |
2 |
— |
— |
— |
— |
— |
II, 8 дней |
3, 120км |
1 |
2 |
— |
— |
— |
— |
III, 10 дней |
4, 140км |
1 |
2 |
— |
— |
— |
|
IV, 13 дней |
5, 150км |
1 |
1 |
2 |
— |
— |
|
V, 16 дней |
6, 160км |
1 |
1 |
2 |
— |
||
VI, 20 дней |
7, 160км |
1 |
2 |
1
|
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!